#

Подробнее о спорте

Название вида спорта "Паратлон" произошло от названий двух других популярных технических видов спорта: ПАРАПЛАНЕРНИЗМ и БИАТЛОН. Отсюда и вполне логичное словосочетание: пара+тлон.

Организационно и постановочно паратлон очень напоминает биатлон. Чемпионаты по паратлону, также, весьма сходны по цели общему порядку их проведения и способам определения победителей с чемпионатами по биатлону. Самая существенная разница между паратлоном и биатлоном состоит в способе перемещения по дистанции (маршруту). В биатлоне это в классическом варианте - снег, а в паратлоне - это воздух. Однако, и в том и в другом случае огневые рубежи находятся на поверхности земли и способ идентификации попаданий у этих видов абсолютно одинаковый, а именно - падающие мишени.

Парапланеризм в паратлоне является важнейшей составной частью, поскольку смысл паратлона именно в воздушной гонке на минимальное время и беспосадочной прицельной стрельбе по наземным мишеням. Таким образом, подразумевается, что до того, как пилот возьмет с собой в полет пэйнтбольный маркер, он должен иметь соответствующий, достаточно высокий, уровень пилотирования параплана в определенных условиях.

Предполагая, что фразы достаточно высокий и определенные условия могут напугать людей, которые пока еще не имеют даже начальных навыков управления парапланерным куполом уточним, что этот достаточно высокий уровень владения техникой пилотирования на самом деле не такой высокий, как тот который, скажем, необходим пилотам для обработки термических восходящих потоков, наборов километровых высот, полетов на маршруты дальностью в сотни километров или для занятий воздушной акробатикой. Кроме того, те самые определенные условия - это всего лишь уверенные навыки парения в динамическом восходящем потоке, которые доступны подавляющему числу пилотов начального уровня. Согласитесь, что человеку, который хочет заняться, например биатлоном с самого нуля, тоже прийдется как минимум 2-3 года просто поездить на беговых лыжах и освоить технику движения на лыжах прежде, чем начать ездить с винтовкой не спотыкаясь и развив в себе способность пройти в темпе без остановки дистанцию в 10-20 км.

Иными словами, уровень пилотирования, который нужен пилоту для того, чтобы заняться воздушной стрельбой вполне достижим большинством пилотов выходного дня к концу 2-3 -го сезона при условии, что они будут эти сезоны регулярно выезжать на полеты, общаться с себе подобными, а их суммарный налет будет за это время составлять 50 и более часов. Таким образом, освоить стрельбу с воздуха и участвовать в соревнованиях по паратлону фактически сможет любой пилот парапланерист, который уже научился совершать длительные парящие полеты в самых простых условиях (а именно, в динамических потоках обтекания).

К этому можно еще добавить, что по оценке ведущих инструкторов одной из старейших школ в СНГ Харьковского городского дельтаклуба: около 90% новоиспеченных пилотов парапланеристов, которые прошли начальный курс и имеют свое оборудование для самостоятельных полетов и тренировок автоматически способны заниматся и паратлоном. Заметим, также, что по оценкам инструкторов многих начальных школ парапланеризма лишь 5-10% пилотов парапланеристов, которые успешно освоили полеты в динамических потоках (динамиках), достигают в конечном итоге, уровня необходимого для участия в классических соревнованиях по маршрутным полетам с высотными наборами в термических потоках. Таким образом, паратлон намного доступнее, так как ставит выполнимые соревновательные задачи для пилотов начального и среднего уровня.

Из сказанного выше следует, что массовость и доступность паратлона сравнима с массовостью и доступностью самого парапланеризма, где практически любому пилоту с практикой 1-3 лет (те самые 90%). Говоря же об экстремальности этого направленя, также, легко отметить, что как бы ни показалось с самого начала, уровень опасности и экстрима тут тоже сравнимы с маршрутными полетами на парапланах и значительно меньшие, чем например, аэробатике или спидглайдинге.

То есть, самому обычному пилоту с самой средней парапланерной подготовкой нужно просто доукомплектоваться определенными видами стрелкового пэйнтбольного оборудования (маркером, бллоном и пр.), и после 2-3 летных дней, пробных тренировочных заходов на мишени и получения навыков обращения с данным типом оружия уже можно принимать участие в соревнованиях. Это не значит, что пилот сразу будет побеждать, но это значит, что спортсмен однозначно сможет пройти всю дистанцию со стрельбой, получить зачетные очки и претендовать на какое-то место в чемпионате! Гарантируется такой результат стилем полета, который происходит в устойчивом динамическом потоке или просто в достаточно спокойном воздухе, включая штиль и/или полет со стартом с высокой горы вдоль склона (мишенями на склоне и посадкой внизу, например).

Сравните с соревнованиями по классическим маршрутным полетам в термических потоках (термиках), где до финиша доходят единицы из всего состава чемпионата, в паратлоне до финиша доходят все 100% участников, как и в обычном зимнем биатлоне. Следовательно, никакого полного разочарования даже у начинающих не будет, так как не нулевой результат у любого участника соревнований в паратлоне гарантирован. А быстрый захватывающий финиш и полет на зажатом акселераторе на малых высотах? Зрителям тоже есть, на что посмотреть. Доступность спорта усиливается тем, что пэйнтбольные маркеры нужных типов, шары и прочие аксессуары тоже очень распространены, а стоимость минимального стрелкового комплекта значительно меньше, чем стоимость парапланернго снаряжения.

Немаловажным фактором для организаторов чемпионатов по паратлону будет служить также и большее, в сравнении с парапланерной классикой количество погодных условий пригодных для гарантированного розыгрыша зачетных туров. Это удивительно, но при правильной постановке задачи и соответствующем наземном оборудовании тур можно разыграть при силе ветра от 0м/с до классических балансировочных 10 м/с. Восходящие потоки и турбулентность могут быть любой разумной силы или отсутствовать вообще. Тур будет разыгран, и все стартовавшие пилоты пройдут дистанцию от старта до финиша получив зачетные очки. При этом соревнования можно проводить, как на достаточно компактных территориях с протяженностью буквально от 300-400м, до многокилометровых маршрутов сравнимых по дистанции с классическими маршрутными полетами.

 

История паратлона

Выделение паратлона в отдельный вид спорта стало возможным только после того, как сам парапланеризм стал достаточно популярным и массовым видом спорта. Особено активно парапланеризм развивался на территории СНГ в период 1995-2008. К этому моменту практически во всех странах мира полностью сформировалась инфраструктура обеспечивающая массовую подготовку пилотов парапланеристов и организацию полетов на парапланах, а школы парапланеризма собрали и отработали достаточное количество методик базовой подготовки, как пилотов-спортсменов, так и пилотов выходного дня. Накопленный инструкторами и летными школами опыт определения и прогнозирования микрометеорологических условий для производства полетов послужил базой для точного расчета возможностей парапланерного снаряжения, и в конечном итоге, привел к появлению паратлона, как самостоятельного направления. Также, не мало важным фактором позволившим соединить все воедино стало и развитие другого популярного вида спорта Пэйнтбола. У пэйнтбола паратлон позаимствовал стрелковое оборудование (пэйнтбольные маркеры, балоны, шары, и пр. мелочи), которое тоже стало очень доступным к этому времени и обладало вместе с необходимой для поражения мишеней энергетикой еще экологичностью и достаточно высоким уровнем безопасности для окружающих.

В качестве основных, так сказать, исторических вех, мест, дат, (а попутно и действующих лиц) при рождении паратлона можно обозначить следующие периоды:

2006 г. (июль-август) Можно смело назвать точкой отсчета, так сказать большого пути. В этот период на Украине на северном побережье азовского моря неподалеку от Бердянска во время внеплановых летных сборов Харьковского городского дельтаклуба была сгенерирована основная идея, а именно: "воздушная гонка в постоянном динамическом потоке обтекания со стрельбой по наземным мишеням". Автор и разработчик идеи - Игорь В. Калашников (Харьков).
В этот же год автором идеи по принципу: "Твоя идея? - Ты и делай!" на лётных сборах, на том же Азовском море, уже были предприняты первые попытки отработки траекторий для точных и однозначных заходов на цель (естественно без оружия и мишеней, с которым тогда еще не определились) в различных погодных условиях и в различных точках рельефа местности.

2007 г. (июль) Можно назвать - годом названия. В этот год новый авиационный вид спорта обрел свое имя - ПАРАТЛОН от слияния названий наиболее близких видов спорта. Во время летних сборов (там же) автором направления и несколькими сочувствующими пилотами с разной степенью успеха были проведены уже очень целенаправленные отработки необходимых маневров, траекторий, маршрутов движения, скоростных режимов, таймирование и оценки предполагаемых дистанций.

2007-2008 г. (осень-зима) Было изучено огромное количество различных средств для стрельбы, их характеристик, и проведен ряд тестовых стрельб с оценкой энергетики, траекторий и пр. свойств оружия. Преимущество при этом отдавалось пневматическим устройствам, по причине их большей безопасности, доступности и отсутствию необходимости создания чрезмерно жестких специальных условий для их использования. Выбор был остановлен на пневматических маркерах для игры в пэйнтбол. Как показали в последствии боевые испытания - это оружие оказалось идеальным решением.

2008 г. (июль) Этот год стал самым напряженным, но именно в нем были успешно поставлены все точки над "i". В течение зимы и весны были заказаны, доставлены в Украину (Харьков) и успешно собраны все необходимые стандартные комплектующие для стрельбы. Параллельно в течение зимы, весны и начале лета 2008 были разработаны и изготовлены специальные уникальные конструкции падающих мишеней для пристрелки и идентификации попаданий, а также некоторые уникальные компоненты и элементы пэйнтбольного снаряжения, призванные привести в соответствие реальные условия стрельбы с предварительными правилами соревнований. Наиболее надежные и простые в изготовлении варианты всех элементов механизмов, проверенные в наземных испытаниях были использованы в последующих лётных испытаниях. Основные лётные испытания были проведены в июле на побережье Азовского моря (на участке берега между Бердянском и Урзуфом) в условиях стабильных динамических потоков от морского бриза различной силы и направления. Все запланированные реальные проверки технологических и тактических элементов паратлона завершились 100%-м успехом, о чем свидетельствует огромное количество фото и видеоматериалов 2008 года, часть из которых представлена на сайте в разных разделах.

В период с 2008 по 2010 в стране бушевал экономический кризис, что несколько притормозило развитие проекта и дата проведения первого чемпионата по паратлону и открытия данного сайта постоянно переносились.

С конца 2010 г. наконец-то начата интенсивная подготовка к первому в истории открытому чемпионату Украины по паратлону, который был намечен на июль 2011г.

Сайт и минимальная версия форума для обсуждения всех вопросов по новой авиационной дисциплине открыты и новый вид спорта, фактически, "отпускается на свободу". Автор проекта и генеральный разработчик идеи выражает надежду, что в дальнейшем информационные ресурсы паратлона будут активно дополняться информацией и материалами предоставляемыми не только им и его командой, но и всеми энтузиастами последователями, кому эта идея пришлась по душе, включая тех, кто захочет оставить свой след в истории завоевывая титулы и награды на будущих чемпионатах по паратлону различного уровня и масштаба, или в конце концов, теми, кто просто очередной раз желает испытать себя на досуге в новом, по настоящему крутом, деле.

В июле 2011 года состоялся первый официальный чемпионат по паратлону - "Личное первенство Украины по паратлону". Чемпионат проводился на побережье Азовского моря, на участке берега между с. Н.Петровка и с. Куликовское. Отчет о чемпионате представлен здесь.