#

Статьи о паратлоне

Паратлон и тандемы.

#

В статье использованы материалы тандемных испытаний 2012-2013 гг. Присутствуют фото и видеоматериалы с испытательных полетов и тренировочных стрельб. Обращаю внимание также на то, что данная статья не претендует на роль учебного пособия по полетам в тандеме, поскольку основная цель - это первичный обзор проблем связанных с тандемным паратлоном и создание почвы для размышлений и дальнейшего развития этой темы.

 


 

В 2013-м году в период летных сборов и проведения очередного открытого личного первенства Украины по паратлону мы вплотную подошли к реализации тандемной версии этой авиационной спортивной дисциплины.

Мы начали первые постановочные полеты в тандеме с отработкой имитации стрельбы еще летом 2012 года. В тот год погода нам не дала много времени на реализацию всей запланированной программы тандемных испытаний. Мы, фактически, успели сделать лишь первичный задел, состоящий из полутора-двух десятков заходов на цель на парапланерном тандеме без оружия. Тем не менее, этих первых попыток, тогда вполне хватило для грубой оценки динамики данного процесса, проверки возможности точного маневрирования и совместного управления парапланерным тандемом на предельно малых высотах. В этом 2013-м году в плане летной погоды нам повезло, и мы имели возможность потратить в сумме несколько часов на целевые тандемные полеты, выполнив всю запланированную испытательно-постановочную программу.

Таким образом, на основании множественных тандемных полетов на параплане с десятками заходов на стрелковый рубеж по различным траекториям, с параллельной отработкой реальной стрельбы из различных положений был наконец получен хороший практический материал для анализа. Этот материал и практический опыт уже позволяют сформировать первые рекомендации для парапланерных тандемных экипажей планирующих, как тренировочные или развлекательные полеты со стрельбой, так и участие в соревнованиях по паратлону.

Программа тандемных испытаний 2013 года состояла из двух основных частей. Первая часть - имитационные полеты без стрельбы и вторая часть - постановочные полеты в тандеме с реальной стрельбой по падающим мишеням, которые использовались ранее для проведения соревнований по паратлону в одиночном классе.

1. Имитационные полеты.

В этих полетах главной целью были отработка следующих элементов.

- взлет и посадка;
- совместное управление парапланерным тандемом;
- отработка диалога между пилотом и стрелком;
- тренировка полетов в тандеме на предельно малых высотах;
- отработка траекторий захода на стрелковый рубеж с имитацией стрельбы по ним;

В качестве вторых пилотов (стрелков) для такой тренировки мы пригласили несколько девчат весом от 50 до 65 кг из числа спортсменов страйкбольных команд. Это было сделано сразу по нескольким соображениям.
  Во-первых, меньшая загрузка крыла при меньшей силе ветра и турбулентности требовали от пилота меньше физических усилий при постоянном маневрировании и длительных торможениях на подлетах к мишеням. Поэтому мы выбирали для тренировок более спокойную погоду для облегчения взлетов-посадок и длительного пилотирования (поскольку каждый полет длился от 20мин до полутора часов).
  Во-вторых, в силу неутомимости и высокой психологической подготовленности нашей прекрасной половины существенно сокращалось время и на разъяснение технических аспектов полета, и на выработку диалога между пилотом и стрелком.
  В-третьих, наши стрелки на момент испытаний уже имели достаточно твердые навыки стрельбы из разного пневматического оружия (страйкбол/эйрсофт/обычная пневматика) в различной сложной природной обстановке. Таким образом, потребовалось минимальное количество наземной стрелковой подготовки (хватило буквально по сотне выстрелов на стрелка), для удовлетворительного на наш взгляд знакомства со спецификой поражения мишеней в движении с помощью пэйнтбольных маркеров.

Для полной картины стоит упомянуть, что в качестве летного и стрелкового снаряжения для тандемных экспериментов мы использовали вполне доступное в Украине оборудование, а именно: Парапланерное снаряжение от украинской фирмы Аэрос (профессиональный тандемный параплан Phaeton-42 с комплектом подвесных систем), и достаточно брэндовые американские механические пэйнтбольные маркеры Spyder-MR1, которые участвовали и в испытаниях 2008 года.

В конечном итоге, продолжительная практика тандемных полетов этого года дала нам возможность сделать одно важное стратегическое заключение, от которого стоит отталкиваться при дальнейшей разработке деталей взаимодействия между пилотом и стрелком при выполнении летного задания. Дело в том, что пилот и стрелок, выполняя на протяжении всего полета разные задачи, в разные моменты времени загружены по-разному. Очевидно, что и тело и внимание пилота всегда будут загружены при выполнении задания больше, чем у стрелка. Однако, есть нюансы, на которые я хочу обратить внимание прежде, чем делать выводы.

Например, при полете вне рубежа пилот чаще всего загружен и физически и психологически меньше, чем при подходе к мишеням и в процессе удерживания параплана в пределах удобных для стрелка ракурсов. В процессе же стрельбы и физическая, и психологическая нагрузка на пилоте максимальные. Стрелок же, как в процессе полета, так и в процессе стрельбы физически загружен незначительно. Однако в процессе стрельбы психологичекая нагрузка и концентрация внимания стрелка предельно высоки. Стрелок на все 100% поглощен манипуляциями связанными с принятием удобной для стрельбы позы, прицеливанием и самой стрельбой. В процессе же полета между стрелковыми рубежами нагрузка на стрелка практически отсутствует (кроме, разве, обоюдного повышенного внимания на взлетах и посадках).

Таким образом, смысл нашего заключения в том, что при совместной работе экипажа в те моменты времени, когда один из членов команды менее загружен, он должен прибегать к действиям максимально облегчающим работу другого более загруженного члена команды.

Это можно показать на двух типичных ситуациях: 1) При полете между рубежами стрелок может выполнять роль второго пилота с функциями аналогичными обычным спортивным тандемным парапланерным полетам, а именно, помощь в управлении куполом с помощью переноса веса по командам первого пилота. Это позволяет пилоту отдохнуть за счет частичного снижения усилий на органах управления парапланом. 2) И обратная ситуация. При полете в непосредственной близости от мишеней теперь уже пилот должен взять на себя все 100% нагрузки по реализации наиболее выгодной траектории полета на малой высоте, чтобы дать возможность стрелку быстро и безопасно занять любую удобную с его точки зрения позу в подвесной системе и сосредоточить все свое внимание для успешного поражения цели.

Таких моментов, где взаимодействие членов экипажа может существенно улучшить конечный результат, в паратлоне великое множество. Поэтому разработка методов и способов этого взаимодействия, по видимому, будет в перспективе одним из приоритетных направлений для исследований и тренировок с формированием собственных для каждого экипажа стилей обработки реальных ситуаций и разработке собственных ноу-хау.

Тренировочные полеты с имитацией стрельбы особенно важны на начальных этапах подготовки экипажа к выполнению летно-стрелковых заданий. Как упоминалось ранее, пилот в процессе полета на тандемном параплане несет на себе существенно большую нагрузку, по сравнению со стрелком. Поэтому тренировочные полеты в тандеме без оружия на борту в первую очередь необходимы именно пилоту. Нужно освоить новые маневры и научиться с минимальными потерями времени приводить параплан в сектор стрельбы. Причем основное время нужно уделять именно бреющим полетам в тандеме на предельно малых высотах с постоянной отработкой маневров имитирующих реальный заход на цель и удержание параплана как можно дольше в секторе стрельбы.

Отсутствие оружия на начальном этапе в таких тренировках существенно снижает риски травматизма и повреждений оборудования, как на взлетах-посадках, так и при вынужденных касаниях земли или наземных объектов. Еще рекомендуется помнить, что при вынужденных и случайных посадках пассажир парапланерного тандема, как правило, касается поверхности земли раньше пилота. Поэтому при первых попытках имитационных заходов на цель на малых высотах стрелку рекомендуется принимать в подвеске вертикальное или некоторое промежуточное положение позволяющее в случае просчетов в пилотировании безопасно принять землю ногами.

Стоит подчеркнуть, что интенсивное маневрирование и длительное удерживание тандемных куполов в секторе стрельбы на околосрывных режимах - занятие физически достаточно утомительное и требующее от пилота хорошей физподготовки. Многие пилоты- тандемщики хорошо знакомы с тем, что управление тандемом связано с пропорционально большими усилиями на органах управления по сравнению с одиночными куполами. Но интенсивность и точность маневрирования необходимые для выполнения летно-стрелковых заданий в паратлоне в разы выше. Во столько же раз быстрее появляется утомление (в первую очередь мышц рук и верхнего пелечевого пояса). Поэтому оптимально будет использовать две тактики при постановке тренировочных полетов в тандеме. Первая - это проводить достаточно короткие полеты длительностью не более 20-30 минут (у нас получалось примерно по 7-8 заходов в условиях Бердянского полигона). В другом варианте - делать передышки прямо в воздухе. Т.е. если условия позволяют можно уйти на тандеме в свободную от интенсивного воздушного движения зону и там, что называется, "отвисеться" с отпущенными клевантами против ветра в динамике в течение 5-10 мнут, отдыхая и не совершая никаких маневров. Мы на испытаниях 2013 года применяли для отдыха, по обстоятельствам, оба этих способа.

Теперь еще один момент, который будет полезно помнить и с самого начала принимать во внимание пилотам одиночникам, которые собираются переключиться в тандемный класс и заниматься паратлоном в тандеме в качестве пилота. Настоятельно рекомендуется несколько летных дней потратить на отработку обычных тандемных операций и полетов в том месте, где планируются полеты со стрельбой (взлет, посадка, маневрирование т.п.) прежде, чем вы начнете брить склоны и выводить аппарат вместе с пассажиром на грань срыва. Динамика управления тандемом отличается от динамики одиночного купола и прежде, чем усложнять себе и потенциальному партнеру-стрелку ситуацию, есть смысл налетать хотя бы с десяток часов в обычном прогулочном режиме в условиях с устойчивым динамическим потоком. В этом плане хорошо воспользоваться советами или получить парочку мастер-классов у опытного инструктора или пилота-тандемщика со стажем.

Переходя к полетам с реальной стрельбой еще раз подчеркну, что все, о чем упоминалось выше нужно начинать отрабатывать только без оружия! И лишь после уверенного выполнения нескольких подряд успешных стрелковых маневров в тандеме можно идти дальше. По крайней мере, мы делали именно так, и у нас постепенно все получилось.

 

2. Полеты со стрельбой.

Стрельба по мишеням - это кульминация всего полета в паратлоне. Это наиболее интересная и эмоциональная часть летного задания, как для экипажа, так и для зрителей. Само собой разумеется, что стрелковое оборудование добавляет сложности и хлопот всему этому процессу. Но поскольку летные и стрелковые задачи в тандеме делятся на двоих членов команды, это сильно меняет дело. Так по сравнению с одиночным паратлоном пилоту ощутимо легче заниматься только пилотированием, а стрелку еще легче (в разы!) обращаться с оружием. На основании проведенных полетов можно теперь уже однозначно утверждать, что "боевые двойки" работают по летно-стрелковым заданиям эффективнее, чем одиночники в полтора-два раза благодаря преимуществам командной работы.

К очевидным плюсам тандемного паратлона можно отнести такие моменты, как:
  Разделение операций между членами экипажа (пилот занят только полетом, а стрелок - оружием, стрельбой, связью, навигацией и пр.). К тому же традиционно большая путевая скорость тандема по сравнению с одиночным парапланом дает возможность быстрее проходить дистанцию. Возможности стрелка в тандеме вообще вырастают весьма радикально. Горизонтальный сектор стрельбы увеличивается примерно на 50%, делая возможным оперативно поражать цели находящиеся как слева, так и справа от траектории полета, что позволяет организовать зону стрельбы более разнообразно и интересно. Кроме того, при необходимости стрелок может удерживать оружие, как одной, так и двумя руками, повышая точность прицеливания, а также легко и быстро производить перезарядку (менее 10 сек) и даже в момент зависания в секторе стрельбы. Облегчаются и другие действия.
  Среди немногих минусов можно отметить затруднения при выполнении взлетно-посадочных операций и увеличенный радиус разворотов с увеличенным временем торможения. Впрочем, эти минусы могут существенно компенсироваться опытом и практикой экипажа.

Подготовка к полету со стрельбой проводится аналогично подготовке пилота одиночника. Но есть несколько практических замечаний, касающихся в основном стрелка, поскольку пилот-тандемщик по большому счету не делает на взлете, посадке и в полете ничего, что существенно отличалось бы от его действий при обычных развлекательных полетах в тандеме. Стрелок незанятый пилотированием имеет две свободные руки, поэтому его экипировку можно при необходимости упростить до предела и даже не цеплять на подвеску карман для маркера. Стрелок может, например, пристегивать маркер на взлете и посадке "липучкой" к поясному ремню или просто крепко держать его двумя руками прижимая к груди (ствол при этом держится руками параллельно поверхности земли для уменьшения вероятности получения случайной травмы при неудачном контакте с землей). Здесь, конечно, тоже нужно не перестараться с упрощениями, не забывая, что стрелку нужно куда-то складывать использованные и неиспользованные обоймы и т.п. Ну и самое главное также, как в одиночных полетах, - не забывать пристегивать маркер страховочным шнуром к подвесной системе стрелка.

Характер маневрирования при полетах с реальной стрельбой с точки зрения пилота будет мало чем отличаться от характера маневрирования при имитационных полетах. Однако пилот может часто отмечать, что процесс удерживания параплана возле цели при реальной стрельбе стал физически более трудным. Держа в руках оружие стрелок будет совершать ощутимо больше интенсивных, резких и глубоких движений тела в подвеске, чем при имитациях. Как показала практика, эти движения будут почти отсутствовать при имитации стрельбы с воздуха и обязательно будут более активными при реальной стрельбе. Перемещения и наклоны стрелка в подвесной системе будут приводить к нарушению баланса параплана по крену и заставлять пилота делать дополнительные управляющие движения для компенсации действий стрелка. По моему мнению заставлять стрелка в процессе стрельбы помогать (или не мешать) управлению куполом не есть разумно. Стрелка при стрельбе лучше не отвлекать. Поэтому все трудности пилотирования в этот достаточно короткий период полета пилот должен брать на себя. Естественно, что сразу после окончания стрельбы пилоту наверняка понадобится короткий отдых. И чем дольше экипаж находился в процессе стрельбы с торможением и зависанием у мишеней, тем вернее пилоту будет нужно некоторое время для отдыха мышц рук. Следовательно, сразу после ухода тандема из зоны стрельбы стрелок должен быстро переключить свое внимание, чтобы быть готовым выполнять команды пилота и помогать ему в маневрировании, перенося свой вес в подвеске в нужную сторону облегчая пилоту управление.

Теперь подробнее о коммуникации между пилотом и стрелком при полетах в тандеме.

Для эффективного взаимодействия экипажу необходимо выработать свою систему команд и сигналов. Думаю, что на данном этапе развития тандемных полетов в паратлоне не будет правильным сразу навязывать спортсменам со своей стороны какой-либо специальный язык общения, специальные жесты, сигналы, и пр. Это все еще требует и доработки, и шлифовки. И вообще, способ (коммуникационный протокол) общения между членами экипажа, по большому счету - личное дело экипажа. Даже больше. Это его ноу-хау! Поскольку от однозначного и быстрого взаимопонимания в команде часто будут зависеть не только победа или поражене, но и безопасность всего процесса. Поэтому, будучи пилотом тандема на этих испытаниях, я просто коротко поделюсь как мы решали вопросы коммуникации на испытаниях тандемного паратлона.

Приведу несколько очевидных соображений:
- Слышимость и разборчивость речи при полете на безмоторном параплане-тандеме достаточно хороши, поэтому технические решения здесь вряд-ли потребуются. Невооруженного речевого аппарата человека тут вполне хватает.
- Стрелок (пассажир) будет лучше слышать слова пилота, поскольку пилот, факически, говорит ему прямо на ухо, и это очень удобно.
- Стрелку говорить менее удобно (нужно повышать голос или поворачивать голову), но ему легче показать жестом, так как ему легко освободить для подачи сигнала хотя бы одну руку, плюс он находится впереди в поле зрения пилота.
- Наиболее важными являются команды пилота, поскольку от его действий в большей мере, чем от стрелка зависит безопасность полета. Поэтому разборчивость и понимание команд пилота должны быть высокими, а исполнение обязательным. Фактически, из-за этой обязательности пилот тандема автоматически должен быть по совместительству и капитаном команды, приказы которого не обсуждаются (собственно, как и в большой авиации).

К средине испытаний мы пришли к тому, что для соревновательных полетов в тандеме нам достаточно буквально нескольких слов. Команды пилота в полете касались преимущественно положения тела стрелка:

- лево - стрелок переносит тело в подвеске (наклоняется) влево
- право - аналогично, но вправо
- ровно - стрелок занимает нейтральное положение в подвеске
- летим - стрелок после взлета может занять сидячее положение в подвеске
- посадка (или земля) - стрелок должен быстро перейти в вертикальное положение и готовиться к встрече с землей

Со стороны стрелка, если говорить о соревновательном режиме, а не о испытательных полетах, нам нужны были лишь команды или сигналы "уведомительного", т.е. необязательного типа. Например при смене обоймы или другие подобные, предупреждающие пилота, скажем о том, что стрелок некоторое время не сможет реагировть на команды пилота и принять участие в управлении парапланом по причине того, что он занят той или иной технической операцией.

Опыт наших воздушных стрельб, также показал, что во время стрельбы и во время захода на цель у стрелка обычно не было времени на разговоры или жесты, а у пилота не было возможности выполнять какие-либо дополнительные внешние (даже уведомительные) команды или "просьбы" кроме тех действий, которые пилот по ходу движения планировал и выполнял сам, обеспечивая баланс между точностью траектории, длительностью нахождения в секторе стрельбы и безопасностью полета. Это кстати, наталкивает на мысль, что именно этот самый важный короткий отрезок времени должен более всего отрабатываться и наиболее плотно анализироваться при разборе полетов, чтобы в самый ответственный момент ни пилот ни стрелок не отвлекались на коммуникацию, но при этом каждый самым оптимальным образом выполнял свою часть работы.

Завершая статью замечу, что те практические аспекты тандемного паратлона, которые мы здесь поверхностно затронули, хоть и проверены нами на практике, но не догматичны и далеко не все, о чем нужно заботиться пилоту и стрелку в процессе выполнения летно-стрелкового задания. Поэтому подразумевая, что работа над паратлоном в тандемном классе пока еще находится в состоянии "низкого старта", мы в перспективе ждем от пилотов и стрелков конструктивной акивности для доведения всего этого процесса до первых национальных соревнований.

В конце же предлагаем небольшой видеофильм с тандемных испытаний паратлона 2013 года:

Паратлон в тандеме. Видео.(~300Mb)

 

 

И.В.Калашников (02.02.2014)
#