#

Статьи о паратлоне

Паратлон - с чего начать?

#

Это пожалуй первый вопрос, который задает себе человек решивший, что паратлон стоит того, чтобы им заняться и доказать по крайней мере самому себе, что сложные новые интересные вещи и высокие цели ему по плечу. Для этого в одном месте (в данной статье) в сжатом виде представлена вся необходимая информация, чтобы сразу после прочтения было понятно, с чем прийдется иметь дело, и в какой последовательности.

Другими словами, основная цель статьи - не обучение всем премудростям летной практики и прицельной стрельбы в полете, а лишь указание оптимальной последовательности действий и минимальных требований для начинающих, чтобы у них все получилось. Причем статья ориентирована, как на тех, кто уже имеет опыт пилотирования параплана и имеет свое парапланерное оборудование (они в принципе, могут перейти сразу к части 2), так и на тех, кто являетя абсолютным новичком в парапланеризме. Последним мы рекомендуем внимательно прочитать весь материал, прислушаться ко всем советам и сделать всё буквально по пунктам в той последовательности, в которой описано в данной статье.

 

 

Если вы впервые на этом сайте и еще не прочитали вводные текстовки на главной странице и на странице о спорте, настоятельно рекомендуем - прочитайте перед тем, как читать эту статью дальше!

Часть 1 - Парапланеризм

 

 

Если вы никогда не пробовали управлять парапланом самостоятельно (катания с инструктором в тандеме - не в счет). Это значит, что вам нужно будет осваивать и приобретать все элементы с нуля. И даже, если у вас есть спортивный или профессиональный опыт на первый взгляд сходный с парапланеризмом (например прыжки с парашютом или вы летчик большой авиации со стажем и т.п.) и у вас в багаже серьезные теоретические знания в области аэродинамики и метеорологии, все равно вам прийдется прилично поработать практически, освоить массу новых движений и новых подходов к организации собственных полетов. Не спешите, двигайтесь последовательно никаких "мелочей" не пропуская, и у вас всё со временем получится.

 

1.1 Получение начальных навыков пилотирования и основных знаний о полете.

Итак, как получить начальные навыки, необходимые для последующих самостоятельных полетов и тренировок? Ниже выверенные годами учебной работы рекомендации и советы:

  • Не спешите сходу кидаться и покупать какое-нибудь лётное оборудование даже, если очень хочется, вы точно знаете, где ЭТО купить и, если вам предлагают, что-то знакомые вам пилоты за смешные на ваш взгляд деньги т.п... Даже не смотря на то, что в мире подавляющее количество продаваемых парапланернерных куполов - это купола для развлекательных полетов выходного дня, которые вам, как новичку скорее всего подойдут по аэродинамике и уровню безопасности, но..! Нюансов тем не менее, при выборе оборудования просто огромное количество. Не имея же никаких навыков, пилотирования и личных ощущений правильности поведения того или иного оборудования можно легко приобрести не подходящие для ваших целей купол и снаряжение, которое не понятно потом будет куда девать и как использовать. Это в лучшем случае, а в худшем при попытках использования можно получить серьезные травмы.
  • Поэтому, первое, что вам нужно сделать - это найти того, кто вас будет учить! Именно ваш первый учитель и станет основным советчиком и помощником в решении всех вопросов, связаных со вхождением в лётный мир.
    Где искать? "В итернете" - звучит уже тривиально. Само собой, что интернетом нужно воспользоваться. Если вы находитесь в крупном городе, не вредно и какой-нибудь печатный справочник спортивных организаций в своей области пролистать в поисках школ и клубов поближе к вам. Но в принципе, если возможности позволяют, то искать нужно ХОРОШЕГО инструктора, а потом уже того, который находится поближе. Это не так просто как кажется. Огромное, количество молодых людей, которые сами едва научились летать готовы учить всех своих друзей и знакомых, при том, что надежность даже их собственных полетов еще не высока. К сожалению, однозначных внешних критериев для того, чтобы начинающий с первого взгляда или первого телефонного разговора с тем или иным пилотом мог тут же себе сказать: - "да это то, что мне нужно" не существует. Поэтому оценка инструктора - это уже на вашем умении ценивать людей в принципе. При этом всегда будет правильным поинтересоваться у своего будущего учителя такими простыми в летной среде вещами, как:
    1) Какую школу он представляет? Если есть сайт этой школы просмотрите его. Уровень знаний школы может быть заметен по качеству например авторских статей инструкторов этой школы представленные на сайте. Очень часто лучшими инструкторами являются именно те, кто пишут статьи на летную тему (не путать с активными выступлениями в парапланерных форумах, там как правило, более активны те пилоты, которые просто хотят выплеснуть свои эмоции, а это в основном начинающие со стажем не более 5 лет).
    2) Поинтересуйтесь документами подтверждающими квалификацию инструктора, куда могут входить в простейшем случае документ школы (клуба), если инструктор работает в составе клуба (чаще всего парапланерные школы и клубы - это общественные организации). Существено, лучше, если инструктор сможет предоставить диплом государственной учебно-спортивной организации соответствующей профилировки, поскольку это гарантирует, что инструктор - это не просто хороший пилот, который смог сам освоить на отлично летные премудрости, но в течение минимум 5 лет получал специальные знания по проведению спортивных тренировок и знает основы и методики преподавания спортивных специальных дисциплин. То есть, является именно преподавателем, знающим основы педагогики и умеет учить других людей так, чтобы им было понятно в любом случае. На сегодняшний момент найти дипломированных тренеров по парапланеризму не просто (клубников-общественников на много больше), но профессионалы есть, их становится больше и поискать есть смысл.
    3) Обязательно поинтересуйтесь у вашего учителя сколько лет он занимается парапланеризмом, сколько лет учит других людей летать, каков его налёт на парапланах, пр. заслуги. Постарайтесь соотнести все это с предъявленными документами и своим здравым смыслом. К примеру, если пилот говорит, что летает 3 года и, что он инструктор, то скорее всего ему не стоит доверять свое обучение, поскольку минимальный срок подготовки тренеров это 5 лет в любом учебном заведении (парапланерные клубы и школы клубного образца, особенно мелкие, могут грешить, выдавая клубные инструкторские книжки своим пилотам, которые даже сами не отлетали 5 сезонов, и у которых в багаже считанные десятки летных часов). Поверьте, что для того, чтобы ваш инструктор начальной подготовки смог определить для вас безопасные условия полетов у него должен быть накоплен собственный достаточно длительный опыт определения метеорологических условий, который ни как не возможно накопить за 2-3 сезона полётов. И кроме того, у него должен быть опыт наблюдения за десятками и сотнями других пилотов разного уровня, чтобы его оценка ваших пособностей спраляться с оборудованием и погодой была как можно ближе к истине. Это длительные процес становления тренера в любом виде спорта не говоря уже об авиации. Подумайте, не зря ведь курсантов летных училищ учат летать 5+ лет.
    4) помимо стажа обращайте внимание на возраст инструкторов. Хорошо выбирать себе учителя не сильно отличающегося по возрасту от вас самих или старше, с учетом, конечно всего сказаного выше. В этом случае ему легче находить слова понятные ученику.
    5) Кое-что о профессионализме тренеров по начальному обучению может сказать готовность выехать с вами на обучение в любой день, который вас устраивает, и в который погодные условия подходят для проведения начальных упражнений. Профессионалы, как правило, могут работать в любой день недели, поскольку это их работа и зароботок (а не только по выходным, так сказать, в свободное время).
    6) Не плохо просто поговорить минимум 3 раза до того, как выйти на полеты с тем инструктором, на котором остановился ваш выбор. Способ, качество и полнота ответов на ваши вопросы могут послужить дополнительным критерием для выбора учителя.
    7) Если ситуация и финансы вам позволяют, то постарайтесь договориться с инструктором об индивидуальном обучении или обучении очень малыми группами не более 3-4 курсантов на одного инструктора. Исходя из множественной статистики - это самый реальный способ не потратить свое время зря. В некоторых очень крупных городах или в очень популярных местах полетов начинающих пилотов готовят большими группами. Процент достижения нормальных навыков управления куполом в короткое время в таких группах снижается по мере возрастания количества курсантов в группе. Помните об этом и выберите оптимальный для себя вариант цена-качество-затраты времени.
  • Начинайте работать со своим инструктором. Как правило, на начальный курс уходит от 5 до 10 практических занятий. Больше или меньше - зависит от разных условий. Не стоит стараться пройти занятия, как можно быстрее. Дело в том, что в парапланеризме самым важным фактором обеспечения пилотом собственной безопасности является правильная оценка погодных условий. За что и как "дергать" можно рассказать, показать и дать попробовать буквально за день-два. Но к сожалению, за такое короткое время ни один инструктор не сможет вам рассказать ничего о поведении параплана в различных погодных условиях и не сможет определить для вас границы дозволенного на первые 1-2 сезона, поскольку не увидит вашей реакции на различные погодные и микрометеорологические явления. Кроме того, не возможно до автоматизма довести ни одно действие повторив его всего лишь пару раз. А действий, которые вам нужно делать полностью автоматически даже при самых первых самостоятельных полетах, десятки!
    Поэтому, не льстите себе, не спешите, задавайте вопросы, и внимательно слушайте, что говорится (особенно о том, чего нельзя делать никогда). Также рекомендуется, если чего-то боитесь или опасаетесь, или просто устали - никакого стеснения! Сразу высказывайте свои сомнения инструктору, пусть он поставит вам задачу попроще. Со сложностями всегда успеете!

1.2 Комплектация парапланерным оборудованием.

Самый важный элемент парапланерного оборудования - это сам парапланерный купол (крыло). Именно от его изначально заложеных свойств и аэродинамических характеристик будет зависеть почти все, что будет вам доступно в полете после полного освоения техники управления.

Настоятельно рекомедуется доверить вашему непосредственному профессиональному тренеру-инструктору определить для вас тип и размер купола. Без сомнения инструктор сделает это для вас оптимальнее, чем вы сами.

Однако, чтобы вас случайно не ввело в заблуждение огромное количество предложений по элементам парапланерного оборудования, и чтобы вы при разговоре с продавцами оборудования хотя бы немного ориентировались в ситуации, дадим ниже краткую информацию об основных моментах, на которые желательно обращать внимание:

  • Площадь купола. Подбирается под вес пилота. Чем больше собственный вес пилота, тем большей площади парапланерный купол ему нужен для комфортного полета и управления. Обычно производители парапланерных куполов обязательно указывают в технических характерстиках для разных площадей весовую вилку допустимой взлетной массы (от и до). на все модели куполов, которы они производят. Поэтому для правильного выбора размера купола знать свой точный вес вам нужно будет обязательно. Если оборудование для вас подбирает квалифицированный инструктор, то этот момент вы не пропустите. Профессиональный инструктор задаст вам вопрос о вашем весе еще до первого выхода на полёты и взвеситься вам прийдется. Таким образом, имея в руках сводную таблицу характеристик на рекомендуемые инструктором модели куполов можно и самостоятельно определить ближайший серийный размер (площадь) по условиям попадания вас в весовую вилку указанную производителем. Другое дело - выбор модели.
  • Модель. Выбор модели для начинающих - это всегда 100% выбор инструктора. Начинающий пилот однозначно не сможет оценить, что ему подойдет на первые несколько сезонов. И чтобы инструктор смог это сделать для вас, как можно точнее, рекомендуется рассказать ему, как можно больше о своем здоровье, физподготовке и предшествующей спортивной деятельности. Обычно это тоже спрашивают инструкторы до начала занятий. Кроме того, если у вас есть возможность сначала выйти хотя бы на одно практическое занятие, а уж потом потом заказать летное оборудование, то это тоже не плохо, поскольку дает возможность в первую очередь инструктору, не доверяя вашим словам о себе, посмотреть на вас в реальных условиях и самому оценить ваши базовые возможности. В любом случае правильный выбор модели определяется в доверительном общении между курсантом и инструктором (примерно, как у пациента и врача).
    Еще несколько замечаний о важности выбора модели купола? Моделей и производителей великое множество и у каждой есть какие-то особенности. У одной динамичное управление, у другой большая скорость, у третьей лучше срывные характеристики и т.д. Эти вещи не прописываются в техпаспортах, поскольку являются субъективными мнениями пилотов. Но не смотря на субъективность, это вещи реальные! И они облегчают или и затрудняют полеты в тех или иных условиях. Как правило, инструктры имеют богатый опыт полетов на разных моделях и соответственно понимают, чем отличаются модели на уровне тех самых субъективных ощущений, по удобству и безопасности для полетов той или иной сложности для пилотов с теми или иными физиологическим данными.
    Хотя и здесь для самостоятельной грубой оценки, можно опираться, например, на уровень сертификации модели купола (это часто есть в техпаспорте). Видов сертификаций множство, и мы не беремся их тут все перечислять и подробно описывать, поскольку все это время от времени меняется. Тем более, эту информацию можно без проблем найти в интернет на сайтах организаций занимающихся тестированием и сертификацией. Главное, что вам нужно помнить на начальном этапе, это то, что ваш первый купол должен удовлять уровню безопасности класса "стандарт". Стандарт - не есть на данный момент название официальной классификации, а лишь обобщающий народный термин, которым в разговоре коротко подчеркивается, что купол рекомендован для пилотов выходного дня, и что он проходит все необходимые тесты по пассивной безопасности (когда купол исправляет опасные ситуации без вмешательства пилота). Этот термин все понимают однозначно, в том числе и инструкторы, которые знают, что всем новичкам, априори, нужен купол именно в "классе стандарт". Поэтому можете просто спросить у инструктора, чтобы рассеять свои возможные сомнения: "предлагаемая модель это стандарт или нет?", инструктор должен ответить утвердительно.
    И последнее замечание по классу стандарт. Это самый широкий класс куполов. В нем есть более продвинутые модели, которые лучше или быстрее летят, но сложнее в управлении или менее устойчивые (более чувствительные). Есть и менее продвинутые модели, которые тихоходнее, устойчивее, проще в управлени, но проигрывающие по аэродинамике продвинутым. Тем не менее все это стандарты, поскольку проходят все нужные тесты. Ваш учитель, опираясь на свой опыт и вашу подготовку должен лишь помочь подобрать вам модель, с которой вы однозначно справитесь, но на которой вам будет не скучно летать через год-два.
  • Удлинение. Очень важный технический параметр любого крыла, который также указывается в техпаспорте на любой парапланерный купол. Величина его - это площадь купола деленая на половину его размаха. Однако это вам знать не обязательно. Достаточно знать, что чем больше удлинение крыла, тем выше его аэродинамические характеристики, а чем меньше значение удлинения, тем выше устойчивость. Поэтому, если вы, скажем, сомневаетесь в своих способностях можете сами попросить у инструктора порекомендовать купол попроще с меньшим удлинением.
    Рекомендуемые значения удлинения куполов для начинающих (они, как правило, соответствуют классу стандарт) это от 4.8 до 5.6 . Купола с такими удлинением в данном диапазоне годятся, как в качестве первых аппаратов для новичков, так и для последующих полетов, в том числе занятий паратлоном и участия в соревнованиях.
  • Подвесная система. Подвесных систем тоже великое множество, и мы не будем здесь описывать все возможные варианты и их назначение. Просмотрим лишь те нюансы и конструктивные особенности, которые будут удобны пилоту и на стадии обучения полетам и на более поздней стадии, когда пилот будет брать с собой в полет стрелковое оборудование.
    Таким образом, сводные требования к подвесной системе такие: Подвесная система должна быть не громоздкой, обеспечивая одновременно удобство выполнения взлетов-посадок и высокий уровень пасивной защиты. В этом плане требования для подвесных систем начального уровня и подвесных систем для паратлона довольно сходны. У пилотов, как начинающих, так и спортсменов паратлонистов всегда имеется необходимость в быстрой реакции на малой высоте. Подвесная система должна позволять пилоту быстро и без дополнительных манипуляций переходить из сидячего (летного) положения в стоячее (посадочное). Таким образом, вам нужна система с мягкой защитой спины средней толщины или с регулируемой толщиной. А также с достаточным количеством дополнительных карманов (на спине и боковых). Наличие быстроразъемных замков всех ремней, тоже весьма желательно. Карабины между подвесной системой и куполом нужно всегда выбирать самые лучшие стальные.

Вот собственно, основные замечания по парапланерному оборудованию для начинающих. А для того, чтобы ваше оборудование гарантировано и без изменений подошло вам для первых тренировок со стрельбой и соревнований по паратлону посмотрите после этой статьи еще статью, касающуюся именно оборудования для паратлона.

 

1.3 Тренировочные полеты общего характера.

Вы получили начальные навыки, и у вас есть свой комплект парапланерного снаряжения, что дальше? Дальше вам нужно регулярно выезжать на полеты и продолжать отрабатывать до автоматизма основные навыки пилотирования, до тех пор пока вы не достигнете определенного уровня владения техникой пилотирования параплана. Сразу встает следующий логичный вопрос, а как определить этот определенный уровень самостоятельно? На самом деле это не так сложно. Для самоконтроля в малой авиации часто используются методы контроля, основанные на уверенном выполнении ряда простых упражнений. Вот и здесь ниже приводятся упражнения, которые (все упражнения без исключения!) пилот парапланерист должен выполнять уверенно до того, как перейдет к специальным упражнениям и начнет делать первые попытки применять в воздухе стрелковое оборудование. Итак, пилот должен уметь:

  • Уверенно держать купол над головой стоя на старте или ровной открытой площадке в ветер от легкого до сильного (3-8 м/с). Уровень этой уверенности можно охарактеризовать следующей фразой: "Если вы не хотите купол положить на землю сами, то он не упадет". Т.е. вы его контролируете на старте на все 100%, и во всех нормальных летных погодных условиях купол на старте всегда ведет себя так, как вы того хотите. Вы должны уметь ходить с поднятым куполом по взлетной площадке обходя другие поднятые купола и даже быстро прекращать взлет, если при первом отрыве до 1-2 м вам что-то показалось не так.
  • Вы уверенно держитесь в воздухе в стабильном динамическом восходящем потоке при ветре силой от 5 до 8 м/с. Т.е. вы в состоянии летать над склоном, над которым стоит устойчивый динамик без случайных посадок ровно столько, скольковам нужно. Т.е. вы хорошо "читаете" рельеф склона оцениваете возможные изменения потока над этим рельефом и в состоянии выбирать оптимальный маршрут движения над склоном.
  • В устойчивом динамике вы при необходимости всегда прилетаете на посадку в то место, в которое вам нужно, если поток сохраняет свою несущую силу все это время.
  • Вы в любую секунду своего полета знаете и видите место, на которое вы сможете безопасно приземлиться в случае необходимости (пропал поток, мелкая техническая неисправность, "ну очень нужно на землю", и т.п...)
  • В ровный ветер вы гарантировано (например 10 раз подряд) можете приземлиться в круг диаметром 50м.
  • Вы спокойно и уверенно выполняете управляемый срыв купола (задний свал) с помощью клевант на высоте до 5 метров.
  • Вы уверенно пользуетесь акселератором, если он имеется на вашем куполе.
  • Вы уверенно складываете и раскладываете уши вашего купола.
  • При попадании в болтанку вы парируете раскачку купола по тангажу в течение одного цикла колебаний.
  • В мягких условиях вы не боитесь в полете при необходимости бросить одну или две клеванты и управлять куполом только с помощью своего веса.
  • Вы уверенно гасите и укладываете на землю купол исключая волочение за куполом по земле.

В качестве дополнительных рекомендаций ускоряющих процесс освоения необходимого уровня владения техникой пилотирования для того, чтобы начать вплотную заниматься паратлоном, хотелось бы порекомендовать пилотам новичкам еще следующее:

  • С самого начала займитесь учетом своего летного времени и количества летных выездов. заведите тетрадь (летну книгу) и хотя бы коротко, после каждого летного дня, отмечайте свой суммарный налет (можно без фанатизма +/- 20%). Если же вы являетесь членом какого-либо клуба, то скорее всего в этом клубе есть какие-то свои стандартные формы летных книжек, используйте их (при этом ни кто не мешает вам все равно завести тетрадку и записывать все более подробно). В последствии, это вам даст информацию для самооценки, и вы быстрее сможете освоить действия, о которых только что писалось выше.
  • Поддерживайте постоянную хорошую физическую форму. Не секрет, что в любом спорте для достижения лучших результатов необходимы постоянные физические (а не только технические) тренировки. Парапланеризм - это такой вид спорта, где регулярность физических нагрузок никогда не бывает постояннойв силу множества факторов (сезонности, погоды, большого количества времени для каждого выхода на полеты, которое не всегда можно найти с регулярностью 3 раза в неделю и пр.). Поэтому в периоды между полетами длящиеся более нескольких дней поддерживайте свою форму с помощью других видов спорта или занятий физкультурой не менее 3 раз в неделю по 2-3 часа за одну тренировку. Это вполне посильный график для любого человека с любой занятостью. Предпочтение отдавайте движению на природе (велосипед, лыжи, ролики, кайтинг, просто активная ходьба по пересеченной местности, и т.п.). Такие действия позволят удерживать не только физическую форму, но и развивать дополнительну сенсорику и более тонкое ощущение тела и спортивного борудования, что в паратлоне весьма критично.
  • Старайтесь больше общаться с другими пилотами парапланеристами вашего региона. Если в вашем регионе их мало или нет совсем, то привлеките несколько своих знакомых и осваивайте технику пилотирования и нюансы стрельбы с воздуха вместе. Помимо того, что в компании просто интереснее и безопаснее выезжать на полеты у вас еще будет коллектив единомышленников для обсуждения и разбора всех возникающих ситуаций. Паратлон - вид спорта, который в большей степени, чем просто парапланеризм требует командности. Создавайте свою команду постепенно и заранее.

 

Часть 2 - Паратлон

 

 

Эта часть адресована пилотам парапланеристам, которые уверенно управляют куполом в простых и средних условиях, а также успешно освоили парение в динамических восходящих потоках. Если кто-то сомневается, что ему можно переходить к отработке специальных упражнений для развития навыков управления парапланов необходимых именно в паратлоне, то рекомендуем на всякий случай прочитать-таки Часть 1. Или хотя бы, просмотреть что нужно уже уметь делать, чтобы идти дальше, отрабатывать более сложные действия и тратиться на приобретение стрелкового снаряжения и мишеней (т.е. без этих умений вы врядли сможете вести эффективную стрельбу с воздуха).

 

2.1 Тренировочные полеты и упражнения для паратлона.

Успешное поражение наземных мишеней с воздуха даже для очень опытных пилотов по началу может показаться не простым делом. Еще бы! Пилоту нужно научиться вести свой летательный аппарат (параплан) очень ровно на предельно малой высоте, на предельно малой скорости и еще в определенном коридоре-секторе, из которого возможно успешное поражение падающих мишеней, при этом умудряться парировать приземную турбулентность и одновременно с этим вести прицельную стрельбу одной рукой (по классике) из пэйнтбольного маркера. Спустя же несколько десятков секунд выжав акселератор опять нестись по маршруту на максимальной скорости.

В реальных парапланерных полетах пилоты намного реже и не настолько прецизионно используют такие крайние скоростные режимы пилотирования. Хотя ускоренный режим с применением акселератора используется пилотами довольно часто и обычно проблем не вызывает, если оборудование правильно настроено. При этом в жестких турбулентных условиях применение акселератора на самых предельных (минимальных) углах атаки может быть не безопасным, но пилот имеет полное право не применять акселератор, что не повлияет на его возможность пройти весь маршрут и успешно отстреляться на рубежах. При определенном погодном раскладе использование акселераторов может даже ограничиваться организаторами соревнований для обеспечения более высокого уровня безопасности полетов во время соревнований. Но это отдельная тема. А нам хотелось бы подробнее коснуться самого критичного режима полета в паратлоне - режима минимальной скорости, той самой скорости.

Именно на тренировку и отработку пилотирования купола на скоростях близких к посадочным пилотам парапланеристам, решившим заняться паратлоном прийдется уделить наибольшее количество тренировочных лётных дней. Именно на этой минимальной скорости, да еще и на минимальной высоте происходит основное действие - прицельная одиночная стрельба. Тот же факт, что уменьшив скорость своего параплана ниже минимальной пилот просто начинает камнем падать, заставляет уделять максимальное внимание при отработке всех упражнений направленных на развитие ощущения достижения минимальной воздушной скорости. Ниже приводим список основных упражнений, которые нужно отработать пилоту парапланеристу среднего уровня дополнительно, чтобы иметь шансы уверенно и безопасно поражать мишени с одного захода на рубеж. Отметим, что для отработки этих упражнений пилоту не нужно брать в воздух с собой стрелковое снаряжение.

  • Заход на стрелковый рубеж. Цель этого упражнения отработать маневры для занятия стрелковой позиции в секторе стрельбы. Наиболее удобные условия для отработки упражнения - это наличие достаточно протяженного участка склона горы (минимум 200м длиной) и устойчивого длинамического потока над ней, который позволяет уверенно держаться в нем длительное время. Площадка сверху на плато, должна заканчиваться склоном горы с одной стороны и иметь размеры не менее 50х50 метров (лучше 100х100 и более) без растительности и пр. препятствий. В качестве мишени можно положить на краю плато в нескольких метрах от верхнего перегиба горы пару не травмоопасных хорошо заметных предметов (например пару чехлов от купола) на расстоянии 4-5 метров друг от друга в направлении вдоль ветра. Эти метки имитаторы будут показывать вам местоположение мишени и курс движения вдоль нее.
    Заход на рубеж выполняется таким образом: Пилот идет правым галсом в зоне динамика над склоном на высоте не менее 20-30 м; На расстоянии ~100м до места установки имитатора мишени пилотом делается поворот в право (на склон) под углом примерно 40-60 град. к курсу движения и вылетает над плато; не долетая ~20-30м до линии мишени делается разворот влево на угол 130-150 град. разворачивая купол вдоль линии мишени; Полет продолжается в направлении против ветра (и вдоль лини мишени) в сторону склона и динамического потока; После возвращения в динамический поток делается поворот влево на 90 град и выполняется полет в динамике в обратную сторону; Через ~200м делается разворот на 180 град., и пилот может повторить снова заход на рубеж.
    Чего нужно добиться при тренировке: Нужно добиваться одинаковой траектории движения как в горизонтальной так и в вертикальной плоскостях. Особенно важно научиться проходить вдоль мишеней на постоянном расстоянии ~15м. При первых попытках выполнения этого упражнения подтормаживать купол не обязательно, основное внимание на одинаковость траектории, точек поворотов и разворотов, а также прямолинейность движения вдоль мишеней.
  • Полет на предельно малой скорости. Условия выполнения и траектория движения такие же, как и в предыдущем упражнени. Отличие заключается в двух вещах: 1) пилот теперь должен пролететь мимо мишеней на высоте от поверхности земли не более 10 м. 2) полет мимо мишени должен осуществляться на минимально возможной скорости относительно земли. Таким образом выполняя последний перед мишенями поворот, его место и расстояние до мишеней должно теперь расчитываться пилотом таким образом, чтобы после его завершения и подхода к мишеням высота полета была не более 10 м, а скорость минимальная. Уменьшение скорости производися стандартным способом за счет поджатия клевант со строгим контролем управляемости и поведения купола, чтобы избежать срыва потока.
    Цель упражнения - довести время пролёта параплана мимо мишени до величины 15 секунд и более. Другим словами пилот должен научиться находиться более 15 секунд в секторе стрельбы (не далее 20 м от мишени наблюдая ее под углами до 45 градусов). В этом случае у него теоретически появляется шанс поразить все пять мишеней за один заход на рубеж (прицеливание за время менее 3 сек. уже крайне сложно особенно для начинающих).
  • Полет на малой скорости со свободной рукой. Это упражнение точно также включает в себя все предыдущие действия по заходу на цель. Отличие от предыдущего упражнения единственное, но пожалуй самое сложное и требовательное: пролёт мимо мишеней на предельно малой скорости нужно делать с одной (правой) свободной рукой выставленной в сторону мишеней (смотреть при этом тоже нужно в сторону мишеней). При этом в класическом варианте две клеванты берутся в одну руку (левую), а правая высвобождается для удержания пэйнтбольного маркера и стрельбы.
    Цель упражненя - имитация стрельбы по мишеням удерживая траекторию полета и не касаясь ногами земли.
    Переход из управления двумя руками в управление одной рукой производится в момент нахождения параплана в секторе стрельбы (20 и менее метров) и при стабильной прогнозируемой траектории движения. Т.е. взятие обеих клевант в одну руку пилот производит только в случае полной стабилизации движения купола по траектории вдоль мишеней на малой высоте, на нужном расстоянии, с нужной скоростью.
    Если время прохода мимо мишеней не удалось удерживать аппарат на траектории одной рукой глядя в сторону мишеней в течение 15 сек. - это значит, что заход на цель выполнен не удачно, и есть над чем продолжать работать. Нужно принимать во внимание, что при скорости ветра более 6 м/с возможна и полная остановка купола в воздухе относительно земли, поскольку минимальная скорость большинства парапланерных куполов среднего класса имеет минимальную возможную скорость примерно в районе 6м/с. Поэтому в ветер 6 м/с и больше нужно стараться уменьшать скорость до состояния полной остановки купола в воздухе в секторе стрельбы. Это считается наиболее удачными условиями для поражения мишеней.
  • Минимизация траектории. Отдельно следует отрабатывать использование минимального пространства динамика и минимальную по расстоянию и продолжительности полёта траекторию повторных заходов на стрельбу. Т.е. при выполнении повторного захода на огневой рубеж старайтесь улетать от него на минимальное расстояние. Этим вы уменьшаете время своей гонки, улучшая результат и кроме того, в реальных соревнованиях зона захода на рубеж может быть ограничена, а не вписание в нее или слишком длительное нахождение в зоне подхода к стрелковому сектору может штрафоваться.

Чтобы всё в конечно итоге получалось надежно раз за разом, нужно совершить сотни тренировочных заходов на мнимую цель начиная от простых заходов до заходов с управлением одной рукой на конечном этапе. Не рекомендуется форсировать скорость освоения последнего этапа имитации стрельбы до тех пор пока вы не будете достаточно стабильно выполнять более простые заходы с полным управлением обеими руками двумя клевантами. (Цифры для самоконтроля таковы: одна не удачная попытка на 3-4 удачных). Помните, что в стандартной классической паратлоновской гонке, как и в биатлоне, 4 стрелковых рубежа. Желательно каждый отстрелять без повторных заходов и потерь времени. То есть, если ваша надежность захода менее 4 подряд, то вы в реальной гонке можете существенно увеличить свое время прохождения маршрута засчет дополнительных попыток захода на цель и, соответственно, проиграть гонку пилотам с более отработанной техникой полёта.

 

2.2 Комплектация стрелковым оборудованием.

Вы достаточно надежно выполняете заход в стрелковый сектор и может удержаться в нем необходимосе количество времени для проведения минимум 5-ти прицеливаний по 5-ти падающим мишеням. Значит самое время позаботиться о реальном стрелковом снаряжении.

В классических правилах проведения соревнований по паратлону выбор пэйнтбольного маркера ограничен тем, что маркер должен быть чисто механическим без возможности ведения автоматической стрельбы (полуавтомат естественно допускается). Прицельные приспособления маркера должны быть также, механические (т.е. никакой оптики, коллиматоров, лазерных целеуказателей и пр.). Не ссылаясь на конкретных производителей пэйнтбольного снаряжения (их очень много) отметим, что практически все выпускают одну или больше моделей соответствующих этим простым условиям. Кроме того, именно механические полуавтоматические маркеры являются наиболее доступными по цене (диапазон 100-300 у.е.) и часто используются в прокате пэйнтбольными клубами (по крайней мере в странах СНГ). Большинство остальных элементов не регламентируется за исключением разве что не стандартных обойм (фидеров) по 10 шариков, которые пока ни где в мире не производятся, и которые на начальном этапе (для соревнований) возможно многим прийдется изготавливать самостоятельно. Выпуск таких патентованых обойм небольшими тиражами нами, конечно, планируется, как только появится достаточное количество пилотов соревновательного уровня. Пока же или самостоятельно, или можно обращаться за обоймами к нам, мелкосерийный весьма надежный прототип уже опробован, под заказ их можно делать и отправлять, например почтой. Для обычных тренировок же можно пользоваться и стандартными пэйнтбольными фидерами, хотя не так удобно. Тут ограничений на количество шариков, понятное дело, нет и можно использовать, что угодно.

Таким образом в итоге, вам нужен будет следующий стрелковый комплект:

  1. Механический пэйнтбольшый маркер (как можно легче и компактнее поскольку стрельба ведется одной рукой). Маркеры прокатного класса подходят обычно, как нельзя лучше, и купить их не проблема, к примеру, в любом пэйнтбольном клубе, если конечно рядом нет специализированного магазина снаряжения для игры в пэйнтбол.
  2. Баллон для газа (достаточно самый маленький от 9 унций). CO2/Воздух не регламентируется (комплект для CO2 дешевле и безопаснее, хотя со своими недостатками). Купить не проблема, особенно на 20 унций и более (немного громоздко, но проблем не составляет, поскольку находится обычно за спиной в каком-нибудь кармане парапланерной подвесной ситемы).
  3. Мамба (Remote) (гибкий витой шланг высокого давления для соединения баллона и маркера). Т.е. это фактически, обязательная деталь, существенно разгружающая руку при стрельбе и уменьшающая габариты маркера. Чтобы купить, ее скорее всего прийдется поискать, поскольку большинство пэйнтбольных клубов, поставляющих и использующих прокатное пэйнтбольное оборудование на этих вещах экономит, накручивая баллон прямо на маркер. Естественно, что вести нормально стрельбу с 3 килограммами на вытянутой руке с торчащим назад баллоном в воздухе почти не возможно. Т.е. вернее всего вам прийдется уговорить какого-нибудь продавца пэйнтбольных аксессуаров, чтобы вам ее привезли под заказ или попробовать самостоятельно заказать в зарубежном интернет-магазине.
  4. Обоймы для пэйнтбольных шариков. Называем обоймы, поскольку они похожи больше именно на обоймы по виду и способу применения, чем на стандартные пэйнтбольные фидеры. Обращайтесь за ними пока к нам или используйте для тренировок стандартные фидеры (просто подбирайте по компактнее и не сильно полно грузите шариками).
  5. Кобура. Это специальный карман для удержания пэйнтбольного маркера и обойм в полете. Этот карман крепится на боку к подвесной системе под правую руку с таким расчетом, чтобы находящийся в нем маркер было быстро и легко достать или положить. Стандартных таких карманов безусловно тоже ни где нет и не выпускается. Да и вряд ли будут делаться в ближайшее время для всего огромного множества маркеров подходящих для паратлона. Скорее всего вам прийдется изготовить его тоже самостоятельно под тот маркер, который вы себе выберете для воздушной стрельбы. Если навыков шитья нет, то можно и заказать в какой-нибудь швейной мастерской, предоставив свои эскизы с размерами.
  6. Транспортный баллон и заправочная станция. Это может быть любая стандартная система для заправки маркерных баллонов. Желательно иметь их собственные, чтобы не ездить после каждых 200-300 выстрелов на заправку, хотя одной заправки обычно хватает на пару часов тренировочного пребывания в воздухе. Для начинающих спортсменов паратлона рекомендуем использовать CO2, поскольку минимальный заправочный комплект (например баллон на 10л и заправочная станция) вам обойдется в сумме не более 200 у.е. Таки образом, вы не сильно потратитесь, и будете абсолютно независимы в своих тренировках.
  7. Тренировочные мишени. Для тренировок вам совершенно не обязательно делать или покупать достаточно сложные специализированные падающие мишени для паратлона (хотя удачные авторские разработки у нас уже есть). Рекомендуем сделать просто достаточно крепкие кружки диаметром 300 мм закремить их на 1.5-2 метровых стойках, которые просто можно воткнуть в землю в ряд на расстоянии около 1м друг от друга. Сами кружки выкрасьте в ярко красный или оранжевый оттенки. Единственно, что стойки должны быть достаточно жесткими, чтобы не сильно качало ветром, а материал для кружков достаточно крепий, чтобы выдерживал множественные попадания шариков (иногда практически в упор). Таким бразом, для обычных тренировок - это даже плюс, что мишени не падающие, поскольку в большинстве случае вы прекрасно будете видеть попали вы или не попали, но при этом вам не нужен ни кто на земле, чтобы ставить упавшие мишени.

Общая стоимость всех стрелковых компонентов безусловно зависит от многих факторов и цены каждой отдельной компоненты из приведенного выше списка. По нашим подсчетам, в минимальном варианте (вместе с материалами для изготовления статических тренировочных мишеней) на момент написания этой статьи всё укладывалась в пределы 600-800 у.е. Это примерно в 2-3 раза меньше стоимости нового комплекта парапланерного снаряжения. Т.е. вполне доступно.

2.3 Тренировки.

Отработав необходимые элементы пилотирования параплана и укомплектовавшись всем оборудованием можно наконец перейти к тренировкам в полной экипировке и вооружении. Фактически, вам нужно теперь проводить те же самые Тренировочные полеты и упражнения для паратлона, о которых писалось выше, но с попытками поражать реальные мишени, реальными выстрелами из своего оружия.

На этом этапе, вам нужно будет уделять теперь еще часть внимания стрелковому оборудованию и научиться быстро и четко выполнять такие действия:

  1. В одно движение вынимать маркер из кобуры при занятии стрелковой позиции в секторе стрельбы и также быстро и четко укладывать его на место при окончании или ошибке захода на рубеж.
  2. Быстро сменять обоймы в полете между рубежами.
  3. Во время стрельбы контролировать себя таким образом, чтобы безопасность управления куполом была более приоритетной, чем стрельба. Т.е. если управление купола требует срочного вмешательства, пилот должен тут же распознать ситуацию и принять соответствующие меры по ее разрешению, даже если очередная мишень стоит на мушке его маркера. Для большей дисциплинированности пилотов на огневых рубежах организаторами соревнований могут предусматриваться штрафные санкции (например за непреднамеренную посадку в секторе стрельбы т.п.)
  4. Вы должны будете полностью исключить неудачные взлеты и посадки. Т.е. при взлете и посадки вы всегда должны касаться поверхности только подошвами своих ботинок, поскольку грубая посадка особенно на элементы стрелкового снаряжения может быть не безопасной.
  5. Уделяйте внимание и наземным стрелковым тренировкам. Основная задача, как и в классическом зимнем биатлоне - это как можно быстрее поражать мишени с разного расстояния (преимущественно от 5 до 20 м) затрачивая, как можно меньше выстрелов.

 

На последок можно сказать следующее.
Не смотря на сжатость материала в этой статье для новичков информации здесь довольно много. Запомнить все рекомендации за одно прочтение и удерживать в памяти все то время пока будет идти освоение первых шагов трудно, поскольку это не один год. Поэтому рекомендуем сохранить у себя статью в том или ином ввиде (или просто ссылку), чтобы просмотреть ее еще раз, когда настанет время перейти от одного этапа к другому.
Желаем удачи!

 

И.В.Калашников (03.2009)
#