#

Правила и условия

Первое открытое личное первенство Украины по паратлону 2011 г.

 

(статья- отчет)

Итак, первую серьезную историческую веху в паратлоне, как отдельном спортивном направлении в СЛА, можно считать поставленной в июле 2011 года. По мнению участников и организаторов, которые приложили для этого события огромное количество сил, все прошло в целом нормально или даже отлично, за исключением метеообстановки, разве что! Чемпионат состоялся, полеты и стрельбы на земле и в воздухе в том или ином количестве и качестве были. И самое главное, соревнования, не смотря на тяжелейшие (можно сказать, «уникально неблагоприятные») погодные условия прошли без серьезных ЧП. Соревнования прошли в целом нормально, но кубки с медалями не разыграли, и исключительно по погодным причинам.

По поводу же мелких технических ух-ты и погоды, можно с уверенностью писать любые сакраментальные и избитые классические фразы типа: «Всякое бывает...» или «Первый блин...», или «Для первого чемпионата...», и т.п..., Но сами понимаете, это не главное, поскольку большинство задач было реально выполнено, отработано и доказано. Самое важное то, что получен первый бесценный опыт проведения чемпионатов в этом виде спорта, на основе которого уже можно провести ряд организационных и технических модернизаций для будущих мероприятий.

Естественно, имея честь быть главным организатором этого чемпионата от лица Харьковского городского дельтапланерного клуба и от себя лично заверяю, что составляя этот отчет, я и главный судья чемпионата приложили все старания, чтобы отобранные и представленные в этом отчете материалы были максимально объективными, отражали факты и передавали общую атмосферу данного события. По поводу же отдельных своих комментариев, которые я периодически давал в отчетном материале (например, курсивом в скобках), могу сказать, что я на них не настаиваю, и готов обсудить любые спорные места публично удобным для всех способом (естественно, только с очевидцами событий). Мало того, я с удовольствием помещу рядом с моим отчетом любые аналогичные материалы, касающийся именно этих соревнований, но подготовленные другими участниками, которые решат, что я не упомянул или не совсем объективно отразил те или иные моменты. Это безусловно поможет расширить взгляд, как на события прошедшие, так и на перспективы спорта. Поэтому право дополнительных коррекций данного материала отчета после первой его публикации тут на сайте мы за собой оставляем.

В начале сразу приведем сухие официальные данные, тем более, что этих данных не так много. Чтобы далее уже не отвлекаясь в вольно-официально-повествовательном стиле прокомментировать основные события и результаты. Участников реальных было немного, а результаты, как таковые, отсутствуют за исключением недозаполненных протоколов из неразыграных туров. Ну и поскольку в любом спорте главное - это люди, то первым делом ниже в таблице список, так сказать наших героев, которые подали официальные заявки, были допущены и прибыли на соревнования по паратлону, чтобы принять участие в гонках (список приводится в алфавитном порядке, поскольку я не вижу оснований для упорядочивания его по какому-либо иному принципу):

 

ФИО Фото Страна Населеный пункт Налет
(часов)
Параплан

Бойко Павел Григорьевич

Павел Бойко - Паратлон 2011.

Украина

Харьков

150

Dicscavery4 proto(SC)

Bepигин Юрий Фролович

Юрий Bepигин - Паратлон 2011.

Россия

Истра

50

AirWolf L (U-TURN)

Королев Александр Петрович

Александр Королев - Паратлон 2011.

Украина

Бердянск

500

Fuego 27 (Aeros)

Кузьмин Игорь Владимирович

Игорь Кузьмин - Паратлон 2011.

Украина

Харьков

120

Mister-X 30 (Aeros)

Кучера Андрей Александрович

Андрей Кучера - Паратлон 2011.

Украина

Киев

120

Select 30 (Aeros)

Лозовой Владислав Александрович

Владислав Лозовой - Паратлон 2011.

Украина

Харьков

100

Mister-X 30 (Aeros)

Сыпченко Александр Викторович

Александр Сыпченко - Паратлон 2011.

Украина

Межевая (Днепр.обл.)

70

Synergy 4 SOL

 

Судейский и организаторский состав, который обеспечивал работу чемпионата:

Организаторы:

Калашников Игорь Владимирович
(президент ХГДК, г. Харьков.)

Игорь Калашников. Паратлон 2011.

Королев Александр Петрович
(г. Бердянск).

Александр Королев - Паратлон 2011.

Судьи:

Калашникова Лариса Николаевна
(главный судья, г. Харьков)

Лариса Калашникова. Паратлон 2011.

Морозов Дмитрий Николаевич
(секретарь соревнований. г. Харьков)

Дмитрий Морозов - Паратлон 2011.

Bepигина Ирина Валентиновна
(судья старт-финиш, поворотные пункты, г. Истра)

Ирина Bepигина - Паратлон 2011.

Беспалько Алексей Степанович
(судья старт-финиш, ПП, мишени и пр. г. Харьков)

Алексей Беспалько - Паратлон 2011.

Тертичный Андрей Васильевич
(судья старт-финиш, ПП, мишени и пр. г. Харьков)

Андрей Тертичный - Паратлон 2011.

Вспомогательный персонал:

Май Раффович Полтавский
(личная охрана президента :) )

Май Полтавский - Паратлон 2011.

 

За период соревнований с 9 по 19, было формально 5 летных дней. Разыгрывался всего один тип летного задания: Гонка с раздельным стартом по замкнутому маршруту с одним стрелковым рубежом. Протяженность устанавливаемых в заданиях маршрутов сильно зависела от метеорологической обстановки. Она была небольшой и колебалась в пределах 700-1500м.

 


Далее в вольном стиле, чтобы не очень казенно выглядело. Даем в отчете преимущественно факты и весьма фрагментарные видеоматериалы, потому, что описать все эмоции участников и показать все любительские картинки и ролики собранные и отснятые в течение этих событий может не хватить ресурсов интернет :). Выбраны характерные виды и фрагмены для передачи фактов и общей атмосферы события.

Спонсоров у чемпионата не было, но было достаточное количество активных добровольцев, к коим можно отнести в первую очередь семьи непосредственных участников этих событий. Присутствующие самостоятельно обеспечивали свое проживание и питание на берегу. В этом плане, вообще, все участники паратлона 2011 были, как раз из тех, кого никакие бытовые трудности не остановят, когда речь идет о неординарном движняке. (Я лично не могу не гордиться этими людьми и не считаю зазорным лишний раз это подчеркнуть даже во вполне официальных документах, поскольку в эпоху тотальной коммерциализации всех спортивных и культурных ценностей люди, у которых имеются иррациональные порывы безусловно заслуживают более, чем просто одобрение и похлопывание по плечу.)

В качестве базового лагеря было выбрано традиционное для палаточного городка место - «прибрежная лесопосадка в р-не полигона с. Н.Петровка». Берег позволяет разместиться в тени деревьев палаточному лагерю любого размера и при этом находиться рядом с местом старта-посадки и в 50м от моря. Последнее на ура воспринимается всеми нелетающими участниками. (Кого это место интересует подробнее, то можно почитать здесь и здесь, а также есть целая ветка на киевском форуме по параглайдингу paragliding.in.ua , поищите.)

Сразу отмечу, что ни один из допущенных участников соревнований не использовал всех возможностей, предоставленных организаторами для тренировочных и зачетных полетов! В положении о чемпионате по паратлону 2011 были прописаны сроки проведения зачетных туров в период 9-19 июля и оговорена возможность проведения учебных стрельб и полетов до начала зачетных туров. Организаторы прибыли на место проведения 5-го июля. Т.е. реально 6,7,8 июля всем участникам была предоставлена возможность потренироваться вне зачетных туров. Удивительно, что и 5 и 6,7,8 была вполне приличная парящая погода на мыс Куликовское (основное предполагаемое место проведения). Т.е. ветер был очень парящий и немного западный, как раз на мыс. Это сказано не для того, чтобы кого-то обвинить, снять с кого-либо ответственность или преуменьшить чьи-либо заслуги и рвения. Я просто отмечаю как факт, что возможность была обеспечена и организаторами и природой, но не была использована пилотами (но это тоже не их вина не так ли?). Последние участники соревнований прибыли, как раз 9-го числа в день открытия, поэтому 9-е число по-любому не могло быть использовано ни для какой летной работы. Участников было немного, реальных 7 пилотов. Мы пошли навстречу всем, у кого хватало квалификации для этого соревновательного эксперимента.

Такое прибытие пилотов заставило организаторов несколько сдвинуть график, запланировав тренировочные полеты на ближайший летный день с подходящими для этого условиями. Мы не могли не дать пилотам возможности совершить хотя бы 1-2 полета в полном, так сказать, обмундировании, а ведь перед первым полетом с оружием нужно было ведь еще и на земле поупражняться со стрельбой.

Официальная часть открытия соревнований прошла во второй половине дня 9-го числа, практически, на все 100% по плану (что значит независимость этой части мероприятия от погоды!) Мы впервые подняли флаг паратлона с официальной эмблемой спорта, каждый желающий мог выступить и сказать несколько слов по поводу данного события (прошу прощения в отчете мы не включили выступления пилотов). Сразу после открытия все присутствующие неплохо повеселились вечером, с шикарным праздничным застольем прямо на 30-ти метровом обрыве над Азовским морем. Финал вечеринки был украшен огненным представлением прямо на старте на краю многокилометрового природного «балкона». Шоу нам устроили одни из лучших харьковских «укротителей керосина». Выступающие девченки в купальниках огненных бликах и разлетающихся искрах были просто обалденные!..

Далее лирика заканчивается и начинаются соревновательные будни, а факт остается фактом. Полетов 9-го не было, хотя и погода в этот день с утра тоже начала меняться, было, по большому счету, откровенно тихо и полеты любого вида были бы так или иначе невозможны. Погода сломалась в день открытия.

Здесь, прежде чем продолжить, и дабы не повторяться на каждой дате отмечаю, что на всем протяжении соревнований с 10 июля по 19 всем допущеным участникам была реально обеспечена техническая возможность каждодневных тренировочных наземных стрельб. А именно, каждый участник имел возможность сделать от 100 до 250, так сказать, боевых выстрелов по тренировочной наземной мишени в процессе любого тренировочного дня и выполнить любое количество иммитаций стрельбы. (Исходя из моей прошлой биатлоновской практики — это БОЛЕЕ, ЧЕМ просто плотная стрелковая подготовка по любым спортивным меркам).

В процессе таких тренировок спортсмены более детально знакомились с оборудованием и методами ведения огня. Пристальное внимание уделялось особенностям стрельбы из гладкоствольных пэйнтбольных маркеров. Пилоты отрабатывали скорость прицеливания и стрельбу с различного расстояния, разными руками, под различными углами и с имитацией движения вдоль тренировочной мишени на различных скоростях и траекториях, стараясь сосредоточиться на процессах стрельбы и быстро переключать внимание с движения на прицеливание и обратно.

В этой части подготовки все участники соревнований продемонстрировали просто отменный психологический настрой на достижение более точных результатов в предстоящих гонках. Поэтому даже несмотря на то, что все пилоты держали в руках подобное оружие впервые, тем не менее всего на второй-третий день такой подготовки поражаемость мишеней заметно улучшилась, и стрельба выглядела в целом достаточно круто и оптимистично.

На протяжении всего чемпионата погодные условия заставляли организаторов и участников серьезно попотеть и побегать, работая над коррекцией летных заданий, фактически непрерывно. Создавалось впечатление, что погода в своих стремлениях помешать нам все время была на пол-шага впереди поскольку, как только нам удавалось спрогнозировать метео-обстановку и найти новое в меру безопасное организационное решение, так в течение 30-40 минут эти условия менялись на еще более худшие с полным "выключением" погоды, и так каждый день. В целом погода была достаточно однозначной с одним и тем же восточным направлением ветра вдоль прибрежной полосы на протяжении всего периода соревнований с полным отсутствием устойчивого динамика и небольшой тенденцией к еще более северо-восточному направлению ветра и нестабильностью по силе. То есть, если стать лицом к морю, ветер все время безнадежно косил слева. Лишь в первый летно-тренировочный день, 12-го июля, косой парящий восток дал возможность относительно сносно полетать в динамике в течение 2-3 часов. Это дало возможность всем пилотам, по крайней мере, нормально облетаться, так как некоторые пилоты на бердянский берег попали впервые. В другие дни чистого времени, когда погода предоставляла возможность хоть как-то держаться над склоном было максимум минут по 40-50. И даже при этом погода была прерывистой и эти несчастные 40 минут могли быть сложены только из кусков максимум по 5-15 минут, когда ветер принимал минимально необходимую силу и направление для старта и образования динамика (очевидно в удачные моменты немного помогала подтяжка воздуха на берег при сходе с плато слабых термиков).

Не смотря на это все дни делались попытки оперативно менять местоположение, как стрельбища, так и точки старта с одновременным обсуждением новых условий и коррекцией летных заданий. По мере ухудшения погоды день за днем нам постоянно приходилось упрощать летные задания, чтобы все пилоты имели шанс выполнить полет следуя за меняющейся погодой. Таким образом, благодаря этим усилиям на сегодняшний день такая погода, как была летом 2011 уже не помешает розыгрышу туров и получению зачетов наиболее активными участниками соревнований, поскольку методика для таких условий уже наработана.

 


Теперь по числам и датам:

5-8 июля. Приезд организаторов, административная и техническая подготовка к приему пилотов и проведению соревнований. Мы в первую очередь проверили, как доехало все оборудование и его работоспособность. Уведомили и подписали все организационные документы в городских и районных службах, а также сделали несколько поездок в места предполагаемых полетов, чтобы еще раз просмотреть обстановку на местности.

Фото и видео дня:

Паратлон 2011. мыс Куликовское Мишени для паратлона, транспортное положение. Сборка мишеней для паратлона. Мишени готовы к бою! Паратлон 2011. Паратлон 2011. Сборка и проверка оружия. Паратлон 2011 (видео - 27Мб).

 


9 июля. День приезда для большей части пилотов и судей. Подготовка к открытию чемпионата. Поднятие флага и открытие соревнований. Показательные стрельбы для всех желающих и сочувствующих... Праздничный ужин... Огненное шоу... И вообще, весело было и душевно...

Фото и видео дня:

К открытию первого чемпионата Украины по паратлону 2011 года готовы! Улыбочка - вас снимают. Торжественное построение на открытии чемпионата по паратлону 2011 Первы подъем флага паратлона с авторским логотипом спортивного направления. Флаг и логотип паратлона Показательные стрельбы из пэйнтбольных маркеров. Показательные стрельбы из пэйнтбольных маркеров. Паратлон 2011 (видео - 68Мб).

 


10 июля. Все пилоты с самого утра был заняты наземной подготовкой, заполнением заявок и прочих бумаг для допуска к стартам. Мы провели первую наземную тренировочную стрельбу. Основное время уделялось оружию и подгонке под свои подвесные системы, карманов для стрелкового оборудования. Перед пилотами стояла первая задача: повиснув в своей собственной подвесной системе отрегулировать положение всех составных частей стрелкового комплекта (кармана, маркера, баллона, соединительного шланга высокого давления и пр.). Каждый пилот провел в таком «стендовом» подвешенном состоянии от полу-часа до часа, делая иммитации стрельбы в спокойных статических условиях. Организаторы провели брифинг по технике безопасности и разобрали с пилотами возможные летные задания, поговорили о технике их выполнения и правилах расхождения в воздухе на дистанции и на стрелковых рубежах.

После заштиливания, которое имело место предыдущий день (9-го числа), утром 10-го было тоже тихо, но погода начала делать попытки перевернуться через север на восток. По крайней мере все интернет-прогнозы прочили приближающийся восток, да и по местным наблюдениям все к тому шло. Но когда именно?.. Ночью и утром накануне прошли локальные ливни. Полевые дороги местами были мокрые. Однако надежды были, небо очистилось и появилась красивая кучёвка, свидетельствующая о прогреве континента. Сломает ли этот небольшой прогрев устойчивый континентальный северный ветер? Будет ли сегодня летный день?..

В какой-то момент времени, примерно в районе 13-00, нам показалось, что погода может сделать небольшой подарок, и это нужно было постараться использовать. В конце концов, нужно же было проверить, нашу способность к быстрой передислокации стрельбища и готовность всех участников и судей. Все сделали четко, уложившись в расчетное время, и прибыли на мыс Куликовское большой кавалькадой легковушек. Чудо!?... Ветер был слабый, метра 2-3, но в лицо. Понятно было, что можно лишь попытаться подлетнуть. Но как только несколько наиболее активных пилотов достали купола, ветер скачком в течение полминуты перевернулся на противоположный (северный) и больше не вернулся до заката. Собственно, так день и закончился, как обычно, купанием и т.п., хотя с морем тут в июле всегда было отменно, гарантировано теплая вода, которая всегда рядом.

Фото и видео дня:

Паратлон 2011. Подготовка комплектов стрелкового снаряжения. Паратлон 2011. Подгонка карманов для маркеров. (Александр Сыпченко) Паратлон 2011. Подгонка карманов для маркеров. (Андрей Кучера) Паратлон 2011. Подгонка карманов для маркеров. (Игорь Кузьмин) Паратлон 2011. Подгонка карманов для маркеров. (Павел Бойко) Паратлон 2011. Первые тренировочные стрелбы. Паратлон 2011. Первые тренировочные стрелбы. Паратлон 2011. Формальности. Паратлон 2011. Разбор предстоящих летных заданий. Паратлон 2011. Разбор предстоящих летных заданий. Первая попытка погоняться за погодой. Мыс Куликовское. Паратлон 2011. Паратлон 2011. Ветер развернулся на северный с моря. Паратлон 2011. Паша Бойко демонстрирует, как нужно шаманить на ветер. Паратлон 2011. Чудный вечер после не летного дня. Паратлон 2011 (видео - 57Мб).

 


11 июля. Абсолютно нелетная погода. Ветер северный со вчерашнего дня, дул с берега и кучевка уходила в море. Временами днем виднелись небольшие дождики, но не по нашу душу. Стрельбы тренировочные, купание, отдых по интересам, периодические "танцы с бубном" (с анемометром, в смысле) и предположениями о том, будет сегодня хоть что-то, хоть где-то или нет?

Во второй половине дня мне пришлось сделать организационную поездку в город и по пути совершить, так сказать, "контрольный выстрел". А именно: заехать на северный склон, расположенный прямо на трассе Бердянск-Мариуполь (один из запасных вариантов для полетов) и оценить призрачную возможность, хотя бы просто полетать там под вечер. Пилоты в лагере ждали звонка и пребывали в состоянии получасовой готовности, чтобы выехать на гору. Но ветер был слаб и сильно косил с севера. День закончился таким же красивым закатом и яркой лунной дорожкой, упирающейся в обрывистый берег под углом в 90 градусов, как и в предыдущий вечер.

Фото и видео дня:

Берег с морским бризом и динамическим восходящим потоком идеален не только для парапланов, но и для авиамоделей. Но можно отдыхать и традиционно. Небольшие дождики. Паратлон 2011. Северный склон на трассе Бердянск-Мариуполь. Паратлон 2011. Полеты на полигоне. Бердянск-Мариуполь. Лунная дорожка.

 


12 июля. Единственный относительно нормальный летный день. За счет прогрева суши ветер несколько подвернул к югу. Полеты начались достаточно рано, еще до 9-00. Был восточный косяк, который менялся по силе с максимальным значением до 8м/с. На мыс при таком раскладе ехать было бессмыслено, поскольку угол направления ветра к склону в лучшие моменты не превышал 60 градусов. Старт был организован на классическом месте, справа от небольшого оврага в районе полигона, недалеко от палаточного лагеря, который прекрасно знаком пилотам, часто здесь летавшим. Пилоты поупражнялись в заходах на мишень, расположенную прямо в районе старта, примерно часов до 12-ти дня. Как всегда было много движняка, толкового и не очень, некоторое количество мелких неприятностей типа зависание куполов на деревьях и посадок внизу. Погода была все-таки далека от идеальной, а половина присутствующих либо не летала в этом месте никогда, либо была слабо знакома с местными условиями взлета и посадки. Было жарко и много спортивно-тренировочной работы. Но так-как в целом, полеты проходили достаточно успешно, то было принято решение не тратить больше времени зря и сделать попытку сразу сыграть короткий тур. Это планировалось с самого начала, что в случае достаточного количества летного времени в первый же тренировочный день разыграть первый тур, чтобы перестраховаться с погодой и иметь «лишний» зачетный день. Задача предполагалась максимально простая, а именно - один стрелковый рубеж рядом с точкой взлета-посадки, один поворотник и общая дистанция чуть более 1 км. Был собран совет пилотов, поставлено задание, судьи заняли места на контрольных точках, тур открыли и... Нормальная погода кончилась! Ветер сделал несколько реверансов, то раздувая до предельных 8-9 м/с, то стихая и сильно закосил слева. Эти изменения происходили достаточно быстро, в течение каких-то 10 минут, что совершенно не типично для данного места. Т.е., ни кто ничего сделать уже не успел. Без шансов для основной массы пилотов!
   (Отметим, что видеоряд этого дня наиболее показательный из всего летного видеоматериала отснятого на чемпионате. Съемок в этот день было сделано очень много с разных ракурсов и в разных форматах. В отчете далеко не все по понятным причинам. В остальные дни до 19 числа погоды было еще меньше или вовсе не было. Однако даже эти попытки многое доказывают и показывают. Если у кого-то все-таки есть сомнения в доступности паратлона для подавляющей массы пилотов или в реальности происходящего, то 1) смотрим сюда и 2) связываемся лично за дополнительными пояснениями и материалами.)

Фото и видео дня:

Ветер косит, но динамик уже силен. Пора взлетать! Некоторые пилоты парапланеристы испытывали трудности при старте с  небольшой стартовой площадки. Паратлон 2011. Тренировочные старты пилотов-парапланеристов. Паратлон 2011. Тренировочные старты пилотов-парапланеристов. Паратлон 2011. Тренировочные старты пилотов-парапланеристов. Танго вдвоем. Паратлон 2011. Маринка - единственный летающий представитель женского пола на чемпионате по паратлону 2011. Допущена вне зачета по итогам тренировочного дня. Паратлон 2011. Тренировочные старты пилотов-парапланеристов. Паратлон 2011. Тренировочные полеты. Паратлон 2011. Тренировочные полеты. Паратлон 2011. Отработка тренировочных заходов на мишень. Паратлон 2011. Отработка тренировочных заходов на мишень. Паратлон 2011. Юра из Истры (Россия). Любимое дерево пилотов парапланеристов. Это дерево видело и не такие парапланы. Иногда посадка на дерево безопаснее, чем на землю. тличились почти все! Посадка внизу иногда  была неизбежна. Очень косой ветер не прощал ошибок. Пора разыгрывать первый тур паратлона. Совет пилотов. Установили простую задачу для первого тура. Установили мишень для первого тура. Паратлон 2011. Александр Сыпченко. Паратлон 2011. Игорь Кузьмин Паратлон 2011. Два пилота в воздухе. Чудный закат! Паратлон 2011 (видео - 235Мб).

 


13 июля. Все тот же восток-северо-восток и очень сильный. Неправильная дюжина себя вполне оправдывает. Море штормит. Пилоты упражняются со стрельбой в украинской саванне и попутно учат стрелять из пэйнтбольных маркеров прекрасную половину. Судейский состав в это время купается и килограммами уничтожает шелковицу, которой в этом году было валом в окружающих посадках.

Фото и видео дня:

Заряжай! Паратлон 2011. Стрельбище в украинской савенне. Паратлон  2011. Влад Лозовой. Паратлон 2011. Игорь Кузьмин. Паратлон 2011. Только покажи. Паратлон 2011. Господь создал людей разными. Паратлон сделал их равными :). Не подходи!.. Андрей и Марина. Паратлон 2011. Ирина Паратлон 2011 (видео - 18Мб).

 


14 июля. На фронте без перемен. Еще один из самых скучных дней чемпионата (если конечно говорить о полетах). Тренировки стрелковые, море, кинофильмы для детей и взрослых, очередная (впрочем, каждодневная) подзарядка всей электрики, телефонов, видеокамер и непрерывное измерение силы и направления ветра, который был все тот же восточный и зашкальный по силе, метров до 14 в секунду.

Фото и видео дня:

Штормовая погода и косой ветер на полигоне. Паратлон 2011. Паратлон 2011. Юрка тренируется. Лето это хорошо! Людям от 16 до 60 смотреть... Все на зарядку. Паратлон 2011.

 


15 июля. Восточный ветер не меняя направления немного ослабел. В первой половине дня опять постреляли, а потом приняли решение всем упаковаться для полетов и выехать на запасную гору на трассе Мариуполь-Бердянск. Сначала мы заехали на северный склон по правую сторону от трассы, если смотреть в сторону Мариуполя. Ветер явно восточил и мы посовещавщись недолго, решили перебраться сразу через трассу на склон восточный и любоваться видами на заливную долину уже будучи в состоянии минутной готовности к старту...
Выезжая с северного склона в сторону восточного очередной раз все подметили: "Ну почему лучшие места для полетов так часто находятся рядом с кладбищами?" Парапланеризм ведь по нынешним меркам уже не такой экстрим. Хотя старые пилоты для себя уже давно нашли нужное объяснение. Людям свойственно хоронить усопших на высоких и святых местах, чобы поближе к небу так сказать. Места для полетов для многих из нас - вполне святые, поэтому думаю, что с постояльцами и этого последнего пристанища нам делить нечего, не подеремся.

Итак, мы на восточном склоне лицом практически к морю, а под ногами у нас заливной луг от речки Берда, которая впадает в Азовское море несколько километров вперед и левее восточной горки. Ветер еще силен и достаточно рваный, что хорошо заметно по видеоматериалам дня, но опыт полетов в прошлые годы подсказывает, что по крайней мере с час летного времени ближе к закату мы получим. Тур решили не разыгрывть сразу, а просто полетать. Склон достаточно заросший кустарнком и отдельными деревьями, что при таком косяке и турбулентности создает слишком большие проблемы даже для стабильного полета, а не то, что для стрельбы. Все решения оказались верными. поскольку полетать удалось не всем. Часть пилотов большую половину погоды, выделенной нам природой, потратили на борьбу с высокой и средней растительностью в лице деревьев и кустов. Над горой было тесновато в таких условиях и в воздухе помещалось реально не более 2-3 пилотов. В целом, опять день без шансов, где небольшое количество полетов было перемешано с большим количеством разной лирики и красивыми видами на колонии птиц отдыхающих на водяных лужах и озерках в долине.

Фото и видео дня:

Павел Бойко ведет тренеровочную стрельбу. Паратлон 2011. Совещание на северном склоне. Паратлон 2011. Кладбище рядом с северным склоном. Паратлон 2011. Приехали на восточный склон. Заливная пойма реки Берда. За долиной пос. Н.Петровка. Паратлон 2011. Ветер сильный, дерганый и косит слева. Первый пошел! Паратлон 2011. Андрей в воздухе. Можно летать всем! Над горой тесно в таких условиях. В воздухе не более 2-3 пилотов. Погода жестковатая и клеванты на  долго не бросишь. Съемку можно было вести только нашлемной камерой. Маринка на старте. Природа заповедника. Паратлон 2011 (видео - 226Мб).

 


16 июля. А сегодня опять довольно тихо. Пришлось сделать пару пробных полетов буквально чиркая стропами по кромке обрыва. Решили не испытывать судьбу. День снова прошел в стрельбе и ожиданиях погоды. Но зато стрельбы было... Выяснилось, что Ирина Bepигина не только отличный оператор и ответственный судья по паратлону, но и стрелок ничего себе. В стрелках у нас вообще дефицита не было, поскольку девченки из огненного шоу Вероника и Наталья совершенно серьезно увлекаются страйкболом и тоже кладут свои пластиковые пульки в движущиеся мишени дай Бог спецназу :) . Вот кого нужно брать в качестве стрелков в тандемные экипажи будущих чемпионатов!
Короче. Тихий вечер с летными сказками на берегу и всякое такое... Всех мучает один и тот же вопрос. Ну где же погода?

Фото и видео дня:

На разведку погоды. Стреляем все лучше и лучше. Паратлон 2011. (Влад и Юра) В этом году урожай на пэйнтбольные шарики. Паратлон 2011. Саша учит стрелять  свою половину Ларису на паратлоне 2011. Ирина - один из первых операторов паратлона. Стреляем не хуже! На паратлоне всегда есть место и для страйкбола! Один раз я поймал вооооот такой термик... Игорь Кузьмин - непревзойденный кулинар в любых условиях! Паратлон 2011 (видео - 75Мб).

 


17 июля. Условно летный день при очень слабом динамике. Затянутое небо с самого утра. Ветер мало что восточный да еще и слабый с редкими и короткими пыхами до 6м/с, что при косяке в 30-40° практически, не давало динамика даже при усилениях. Однако попытки разыграть летное задание половина пилотов делала очень упорные. Задание было, как всегда супер-простое. Было даже разрешено облетать мишень с любой стороны для захода на стрельбу, но погода не позволила никому сделать даже одного нормального захода, ибо весь полет по короткой дистанции менее 1 км проходил фактически на уровне кромки, и нужный маневр на рубеже ни у кого не получился. Мало того, практически все посадки были внизу под горой, поэтому даже финишную метку пересечь было нереально. Организаторы, судьи и пилоты единодушно сошлись во мнении, что этого не сделал бы никто в таких условиях. В общем, в этот день мы много сидели, много ходили с места на место в районе лагеря, много говорили, размахивали руками и чесали макушки, пока погода не стихла окончательно явно подсказывая, что пора отдыхать и ехать в Ново-Петровку, дабы компенсировать прохладительными напитками драгоценную влагу потерянную за половину дня беготни с куполами и стрелялками.

Фото и видео дня:

Тихий и косой восток. Паратлон 2011. Наблюдение - мать учения! Анжелика. Паратлон 2011. Ну очень хотелось полетать! Хотелось и полетал. Посадка параплана на пляже. Динамик еле держит. Паратлон 2011. С таким запасом высоты невозможно зайти на  рубеж. Паратлон 2011. Не веришь? Лети попробуй! Горячие обсуждения обстановки! Вот столько не хватило! А потом бах-бах и мимо! Серьезная зарядка для мозгов на паратлоне 2011. Окончательно стихло! Пора по пиву...

 


18 июля. Еще более условно летный день при крайне косом восточном ветре (градусов 20-30 к склону). Множественные попытки передислокации точек старта и поворотников по всему берегу в р-не полигона. Сила ветра достигала временами 9м/с. Но при таком косяке динамика либо не было совсем, либо был слабый с сильным сносом. Все попытки наиболее активных пилотов стартовать с разных точек обрыва к успеху не привели, и сказать, что это выглядело самоотверженно - это ничего не сказать. Очень сложные условия были! Ветер еще более, чем обычно стих к вечеру, ленточка повисла и стало понятно, что завтра в последний день официального розыгрыша чемпионата лучше погода не будет. Небо еще сильнее затянуло, а это значило, что бриз работать не будет. Собственно пришлось смириться с таким раскладом и пилоты начали понемногу готовиться к отъезду и коллективному ужину. Но надежда все равно была, какой бы расклад ни казался, ведь завтра еще день. Странный народ эти пилоты, не так ли? Но кто совершенен?...

Фото и видео дня:

Еще одна попытка установки мишени на более высоком склоне. Ну что господа? Кто летит первый? Сомнение... Поиск оптимального решения. Будет ли полет? Паратлон 2011. Штиль крепчал! Паратлон 2011. Каждый костер когда-то догорит...

 


19 июля. Все тот же северо-восток, совершенно не летный. Официальные даты соревнований закончились и недолго посовещавшись было принято решение считать паратлон 2011 сыграным, но кубки и дипломы не разыграными. Причем интересно, что действительно даже, если бы мы попытались, так сказать, создать некое подобие результатов на основании полетов и попыток розыгрышей заданий (такое иногда случается в практике организации летных соревнований), то вряд ли это было бы возможно. Все наблюдатели этого соревновательного процесса и судьи были однозначны во мнении, а именно: все пилоты, как один, летали и стреляли примерно одинаково и без четких временных измерений и спортивных расчетов, для которых просто не было данных, победителей определить было не реально. Победителем мог стать любой пилот!

Но в независимости от результатов и исхода организаторы хотели сделать это событие историческим и запоминающимся. Поэтому каждый пилот, а также все судьи и помощники получили на память уникальные номерные металлические жетоны, повторный выпуск которых не предусмотрен, свидетельствующие что они были участниками первого официального мероприятия в этой авиационно-спортивной дисциплине. Лишние жетоны останутся, так сказать, в качестве первого музейного экспоната в архиве паратлона. :)

Фото и видео дня:

Памятный жетон паратлона 2011. Просто фото. Паратлон 2011.

 

В целом, в различные дни в период чемпионата было осуществлено очень большое количество попыток выполнить летно-стрелковые задания в сложнейших погодных условиях. Были, естественно и сбитые пилотами мишени, что доказало на 100% полную реальность всего процесса. Но до финиша дойти мало кому удалось даже при дистанции всего 700-800м. Более половины соревновательных стартов заканчивались посадкой на пляже внизу не смотря на хорошие и отличные навыки пилотирования у всех без исключения участников.

Соревнования официально закончились и, чисто теоретически, дальше можно было бы ничего не писать. Однако нам, как организаторам, нужно было задержаться для завершения организационных процессов, а также чтобы упаковать для переезда все оборудование. Таким образом, я далее прокомментирую с видеоматериалами летную обстановку еще на пару последующих дней, свидетелем которой я автоматически стал. Не для похвастаться естественно. Без стрельбы - это самые обычные летные дни с самыми обычными полетами. Но чтобы, скажем, любители авиационно-спортивной мистики могли попробовать сделать свои выводы из метеоситуации сложившейся вокруг первого чемпионата по паратлону в 2011м году... Авиастрологи, Ау!.. :)

 


20 июля. Все тот же восток, но погода начала возвращаться. Было несколько фрагментов по 5-20 минут, когда можно было достаточно уверенно подпарить в динамике. Пилотов осталось всего трое, один из которых один - я сам. Ничего интересного в небе не было, но попытку подлетнуть я попробовал использовать. Что из этого вышло - подтверждено видеоматериалом с полетов этого дня.
Вечер же был классически тихим с бризовым переворотом на север и было понятно, что погода на подходе. Собственно, и по всем прогнозам популярных интернет-ресурсов вот-вот должно было все измениться. Я надеялся, что мне удастся хоть после чемпионата сделать несколько полетов, просто чтобы показать, что дело было исключительно в погоде! И этой части "марлезонского балета" сбыться было таки суждено 21 числа. А пока характерный ролик с 20 июля:

Фото и видео дня:

Паратлон 2011 (видео - 196Мб).

 


21 июля. Великолепный летный день. Погода с самого утра началась классической, так называемой низовкой (низкими влажными облаками и ветром с моря). С прогревом и развитием дня низовка ушла, и мы имели практически лобовой с небольшим востоком ветер силой 6-8 м/с и устойчивый динамик на потяжении более 6-ти часов. Летать можно было по всему склону, как вправо до санотория в Н.Петровке, так и влево, практически до самого мыса Куликовского, где и хотели проводить самые интересные туры. Сокращенная нарезка видеофрагментов этого дня прилагается (в отчете приведены небольшие фрагменты, но общее время отснятых летных материалов в этот день было сделано более 3 часов, а моя нашлемная камера на удивление не пропустила ни секунды этих полетов). Чтобы не летать просто так мы установили на краю обрыва флаг-шток и мелкие флажки, чтобы было понятно на видео насколько свободно здесь можно летать и маневрировать, когда есть бриз. И это обычные условия для июля месяца на этой горе. Летных дней в среднем половина, а иногда и 90%. Уже после обеда подъехало еще трое незнакомых мне пилотов из Запорожья. Им тоже погоды досталось прилично, но было к тому времени потише. Т.е. бриз заработал в обычном режиме. Специальные комментарии тут излишни. Достаточно просто посмотреть фото и, если хватит терпения, то приложенное видео (ролик на 40 мин.) с оригинальными комментариями прямо по ходу съемки. И хоть это не относится уже к паратлону, но может послужить для некоторых начинающих пилотов учебным пособием и ориентировкой на полеты в этом и подобных местах...

Фото и видео дня:

Полеты после закрытия Первого чемпионата Украины по паратлону. Просто фото с этого дня. Паратлон 2011. "Белеет парус одинокий..." Здесь места хватит всем! Паратлон 2011 (видео - 431Мб).

 


22 июля. День отъезда организаторов. Как положено, покидали гору последними. Погода парящая стоит самого утра с 8-00. Мы уезжаем, произнося стандартные в таких случаях слова: «Мы еще вернемся!».

 


Дополнительные отдельные замечания:

  1. - Жалобы пилотов на то, что обоймы иногда выпадают из крепления маркера в "самый неподходящий момент".
    Комментарий: Действительно, обоймы и их крепления сделаны достаточно просто и держатся на своих местах в маркерах на силах трения. Возможность их выпадания при вытаскивании (чаще при вкладывании) маркера в карман имеются, и мы об этом знали с самого начала! Почему организаторы не продумали этот момент? Причина, в основном, экономическая. Инженерные разработки более надежных и сложных замков у нас уже есть давно, но их реализация на стандартных маркерах обойдется в разы дороже при том, что на каждую новую модель маркера прийдется делать уникальные элементы замков, да и сами обоймы будут тоже недёшевы. На ближайшие чемпионаты мы вряд-ли будем менять эту систему крепления для прокатных, так сказать, комплектов. Опять-таки, из чисто экономических соображений. Поэтому решение данной проблемы пока видятся такие: а) Пилотам провести дополнительные занятия по отработке доставания и вкладывания маркеров в свои карманы; б) проверять места крепления и усилие трения в них перед каждым вылетом (это можно легко отрегулировать под конкретные требования); в) наиболее активные спортсмены могут вполне основываясь на уже установленные требования к снаряжению разработать свои технические решения и после проверки их экспертной комиссией использовать их в соревнованиях, так как допуски на конструкции оружия для паратлона достаточно широкие и на сайте они есть.
    (Из моей практики, первые обоймы на испытаниях 2008 года были аналогичной конструкции и у меня такой случай был всего 1 раз за более, чем 200 заходов на мишени. И то в самом начале, после чего я стал манипулировать аккуратнее и этой проблемы потом не было.)

  2. - Несоблюдение пилотами отдельных пунктов регламента соревнований.
    Комментарий: Самым существенным моментом здесь следует отметить тот факт, что пилоты не прибыли вовремя к началу чемпионата и не воспользовались тренировочными днями. (Реально, если даже не учитывать все остальные «негаразды» и огрехи у пилотов и организаторов, именно это, по моему мненю, лишило возможности разыграть первый зачетный тур, поскольку один реальный нормальный день для такого розыгрыша в датах чемпионата был и времени было достаточно для раскрутки двух коротких туров. Но день этот обосновано и единогласно был использован на первые летные тренировочные стрельбы, поскольку риск нерозыгрыша чемпионата - это меньший риск, чем выход в гонку совершенно неподготовленных пилотов).
    Другим моментом из этой же серии можно отметить регулярную «неспешную» подготовку пилотов к возможным полетам в течение открытого окна, что в комбинации с неустойчивой погодой приводило к пропускам наиболее удачных моментов для выполнения летных заданий. (Теоретически — это простительно, учитывая то, что условия были сложны даже для обычных полетов, а также то, что большинство участников никогда не принимали участие ни в каких чемпионатах вообще и не знакомы с, так называемым, «соревновательным духом» и состоянием "постоянной готовности" к игре).

  3. - Организационные проблемы и заминки при постановке летных заданий.
    Комментарий: Предельные для данной местности погодные условия чемпионата достаточно четко показали, что теория и технология постановки летных задач для таких условий была проработана и оттестирована ранее недостаточно четко. Собственно, на выявление и быстрый поиск решения подобных ситуаций и было направлено все внимание, как организаторов так и спортсменов, и это являлось одной из основных целей чемпионата. По итогам соревнований родилось несколько новых максимально упрощенных типов заданий, которые повышают независимость розыгрыша зачетных туров в сложных погодных условиях.
    В качестве дополнительных рекомендаций можно посоветовать себе и другим участникам и организаторам просто почаще проводить подобные мероприятия и тренировки. Опыт же этого чемпионата именно в том виде и условиях, в которых он проходил, можно без сильного преувеличения назвать бесценным для дальнейшей работы над этим проектом.

  4. - Летная подготовка спортсменов участников.
    Комментарий: Здесь хотелось бы лишь перечислить те аспекты чисто практической летной подготовки, над которыми большинству пилотов-участников имеет смысл поработать дополнительно, чтобы сократить время затрачиваемое на старт, уменьшить количество разнопричинных повисаний на деревьях и кустах, а также повысить безопасность участников и зрителей.
    Итак, основной камень преткновения большинства пилотов — это старт. Условия для старта из-за отсутствия погоды на основной склон были осложнены (ограниченные площадки, наличие высокой растительности в непосредственной близости от мест взлетов, посадок и мишеней). Поэтому рекомендуется всем без исключения работать над сокращением в первую очередь пространства необходимого для старта. (В идеале пилот должен стартовать с первого раза с площадки размером 15х30м в условиях повышенной турбулентности. Это не значит что пилот не сможет выполнить стрелковую задачу пока не отработает такой старт, однако в условиях плотного графика пилоты со слабым стартом могут не успеть взлететь и выполнить летное задание, что приведет к "баранке" в туре только по этой причине). С учетом же того, что в ряде усложненных или максимально приближенных к боевым условиям заданий отсчет времени может производиться по команде судьи на старте до начала подъема купола. В таких заданиях потери очков при неуверенном старте могут быть огромны.
    Далее следует посадка и заход на мишень. Почему я здесь объеденил эти два действия? Потому, что в плане наблюдаемых в процессе соревнований грубых и мелких ошибок все они происходят на траекториях полета вблизи поверхности земли и имеют место в обоих случаях в одинаковой пропорции. Больше всего ошибок делалось пилотами в двух случаях: а) при выборе начального положения параплана в динамическом потоке относительно точки посадки/стрельбы, и в первую очередь высоты над склоном, с которой начинается заход на цель или посадку и б) самое опасное - это ошибка при выборе направления (были случаи захода по ветру при косом ветре к склону). Таким образом, большинству пилотов еще предстоит дополнительная работа и тренировочные полеты на точность пилотирования у поверхности земли и принятие оптимальных и безопасных решений по выбору траекторий полета. Собственно, это и есть особенности паратлона, более всего отличающие стиль полета стреляющих пилотов от стиля полета, скажем, обычных пилотов- маршрутчиков, а именно - боле высокие требования к контролю за положением и скоростными режимами параплана.

 

Завершая отчет и подводя итоги, хочу сказать, что поводов для оптимизма у организаторов добавилось и повтор будет. Участники и помощники связывайтесь в новом сезоне 2012 заранее. Информация будет выкладываться на этом сайте и на парапланерных форумах. Всем спортсменам красивых полетов и меткой стрельбы в наступающем сезоне!

 

Калашников И.В.