#

Правила и условия

Oткрытое личное первенство Украины по паратлону 2013 г.

 

(статья- отчет)

Чемпионат Украины по паратлону 2013 года проведен успешно! В этом сезоне соревнованиям благоприятствовали все основные внешние и внутренние факторы. И самое главное - нас порадовала погода. Она была более чем удачной, как по ее параметрам (силе и направлению ветра), так и в плане распределения зачетных туров по датам, заявленным в положении о чемпионате. То есть - с погодой буквально "попали в десятку"! Нельзя было не заметить, также, что пилоты-участники паратлона 2013 приехали на чемпионат ощутимо лучше подготовленными и сравнительно с предыдущими сезонами показали превосходные полеты, демонстрируя новые подходы к решению летно-стрелковых задач. Как это было и в прошлые годы судейская и техническая команда с честью выдержали чрезвычайно плотный рабочий график и смогли обеспечить максимальное использование летной погоды и заполнить лучшее погодное время разнообразными летными заданиями. Все это позволило не только точно и безапелляционно определить победителя, но и отснять много дополнительного и весьма показательного видеоматериала для анализа и для тех, кто просто интересуется этим проектом.

Год 2013 стал, также, первым юбилейным годом в этом виде спорта. В этом сезоне пилоты своими прекрасными полетами и отдыхом на Азовском море отметили 5-ти летнюю годовщину со дня первых успешных моделирующих испытаний паратлона, которые в 2008 году стали для этого авиационно-спортивного направления отправной точкой.

Теперь главные итоги:

Победителем Личного первенства Украины по паратлону в 2013-м году стал пилот из Харькова Павел Бойко. Второе место занял Игорь Кузьмин (Харьков) и третье Александр Сыпченко п. Межевая Днепропетровской обл. Всего заявившихся и приехавших на соревнования участников было 5. В зачетных турах принимали участие 4 пилота (см. список ниже). Один пилот из-за опоздания участия в розыгрыше не принимал. Сводная таблица результатов чемпионата в таблице ниже. Все эти пилоты уже принимали участие в чемпионатах прошлых лет.

 

 Место (очков) ФИО Фото Страна Населеный пункт Параплан
1 (1993)

Бойко Павел Григорьевич

Павел Бойко - Паратлон 2011.

Украина

Харьков

Dicscavery4 proto(SC)

2 (1954)

Кузьмин Игорь Владимирович

Игорь Кузьмин - Паратлон 2011.

Украина

Харьков

Style3 29 (Aeros)

3 (1894)

Сыпченко Александр Викторович

Александр Сыпченко - Паратлон 2011.

Украина

Межевая (Днепр.обл.)

Synergy 4 SOL

4 (1519)

Лозовой Владислав Александрович

Владислав Лозовой - Паратлон 2011.

Украина

Харьков

Rival 28 (Aeros)

 

Судейский и организаторский состав, который обеспечивал работу чемпионата:

Организаторы:

Харьковский Городской Дельтапланерный Клуб (ХГДК)

Калашников Игорь Владимирович
(президент ХГДК, г. Харьков.)

Королев Александр Петрович
(г. Бердянск).

 

Судьи и помощники:

Калашникова Лариса Николаевна
(главный судья, г. Харьков)
Морозов Дмитрий Николаевич
Калашникова Вероника Игоревна
Константинов Александр Сергеевич

 

Согласно положению 2013 года зачетные туры планировалось разыгрывать в период с 15 по 29 июля включительно с возможностью досрочного закрытия чемпионата (см. положение). В этот период мы разыграли 6 туров за 4 летных дня. Количество мишеней в разных заданиях колебалось от 5 до 10. Количество разрешенных выстрелов в попытках каждого задания также менялось в зависимости от количества мишеней, сложности условий стрельбы и других факторов в пределах от 10 до 20 (т.е. 1 или 2 обоймы).

При постановке летных заданий мы руководствовались в первую очередь опытом проведения соревнований по паратлону 2012 г. Не смотря на то, что летные задания в летных турах были разнообразнее и сложнее, чем в прошлом сезоне, мы для надежности, сохранили ряд упрощений в построении маршрутов, местоположении наземного оборудования, ключевых точек и зон. Таким образом, для всех заданий во всех турах, вне зависимости от других отличительных особенностей каждого тура, соблюдались следующие условия:
1) Флажки поворотных пунктов не устанавливались (т.е. замкнутые маршруты со "свободными" поворотными пунктами или свободным маршрутом). Перед началом тура точно задавались только зона стрельбы, зоны старта и посадки. Это давало возможность пилотам самостоятельно планировать сам маршрут полета, его высоту, а также, траекторию захода на цель.
2) Пилотов было немного, погода очень устойчивая, задания ставились короткие типа "спринт" (в пределах нескольких минут). Поэтому в любой момент времени в воздухе находился лишь один пилот выполняющий задание (пока в воздухе один пилот, другой не взлетает).
3) Для каждого тура было определено по 3 попытки с зачетом по двум лучшим. В каждой попытке был разрешен отдельный взлет с обязательной посадкой. В каждой попытке, также, было разрешено делать до 3-х беспосадочных заходов на стрельбу в обозначенную зону. Количество разрешенных выстрелов менялось в зависимости от сложности конкретного задания в туре и количества целей.
4) Все спортсмены были освобождены от любых штрафов (за касания земли, промежуточные посадки, "наезды на препятствия" и пр.). Таким образом, пилоты имели возможность даже совершив случайную посадку стартовать еще раз и продолжить выполнение заходов в пределах очередной попытки. Т.е. секундомер выключался только по посадке в финишной зоне или при отказе участника продолжать попытку. В случае отказа продолжать полет после вынужденной посадки в качестве времени выполнения задания пилоту ставилось заранее оговоренное максимальное ограничительное время или же нулевой результат в попытке (напрмер, если в полете отсутствовали заходы в зону стрельбы). Стрельба допускалась только в полете не касаясь поверхности земли.

Поскольку на начало соревновательного периода пришлось максимальное количество летных дней, чемпионат по общему согласию участников и организаторов он был закрыт досрочно после розыгрыша 6-го тура. Реально за 4 летных дня подряд с 17 июля по 20 июля включительно было сыграно 6 туров (два дня по одному туру и 2 дня по 2 тура). Все туры разыгрывались на проверенном месте в р-не мыса Куликовское (Бердянск, Н.Петровка, военный стрелковый полигон). Фотокопии протоколов и сводная таблица всех туров представлены ниже для тех, кто хочет проанализировать реальные данные самостоятельно.

Паратлон 2013. Протокол первого тура.Паратлон 2013. Протокол второго тура.Паратлон 2013. Протокол третьего тура.Паратлон 2013. Протокол четвертого тура.Паратлон 2013. Протокол пятого тура.Паратлон 2013. Протокол шестого тура.(все туры)

Также, как и во все прошлые годы данное событие не имело никакой коммерческой составляющей и проводилось исключительно силами и средствами пилотов и организаторов. Т.е. мы все работали каждый над своей частью проекта паратлона, как говорится "из-за любви к искусству", к новому более совершенному стилю полета на парапланах и желания придать новый смысл спортивным полетам на СЛА вообще.

Таковы основные данные и итоги паратлона 2013.

 


Далее вольный стиль, фото и видео:

Составляя отчет этого года, было принято решение не разбивать фактический материал по дням, описывая каждый день соревнований отдельно. Основная причина в том, что все установившиеся и достаточно отлаженные спортивные мероприятия (паратлон уже тоже подходит к такому уровню) с организационной точки зрения будут мало, чем отличаться друг от друга. Т.е. у всех соревнований в СЛА, скажем, по парапланеризму, дельтапланеризму, паратлону, парамоторному спорту и пр... обязательно есть открытие, закрытие, полетные задания, культурная программа и т.п. Поэтому постараемся подробнее публиковать в первую очередь материалы, которые характеризуют события связанные именно с паратлоном и полетами (остальное будет в любом случае сохранено в архиве без публикации в отчетах). Исходя из этих же соображений все фото и видеоматериалы соревнований будут приводиться без строгой привязки к датам и последовательности событий, подразумевая, что все это было отснято кучей операторов, с разных камер, часто без фиксации точного времени, но в период и в местах указанных в положении о соревнованиях.

Более подробно о погоде. В авиационных видах спорта погода постоянно будет требовать описания и комментариев, так как она всегда разная, и от нее здесь зависит более, чем все. И еще раз - нам повезло! Мы до открытия и на начало соревнований на несколько дней подряд попали в ту самую классическую бризовую "вертушку", которая время от времени, больше или меньше радовала нас на этих берегах последние полтора десятка лет чаще всего в июле. Для новичков этих мест уточню, что под "вертушкой" подразумевается устойчивая погода, когда при горячем сухом континенте и вмеру прогретом море дует классический морской бриз. Этот классический бриз ночью дует с суши на море, а днем с воды на сушу, создавая на обрывистых склонах азовского моря мощный и стабильный (по несколько часов подряд) восходящий поток (динамик), который используется для полетов парапланеристов и дельтапланеристов большинством пилотов по всему миру. На практике ночной бриз сменяет дневной не резко, а стихая поворачивается по часовой стрелке (ветер "идет" за солнцем), совершая поворот на 360 град в сутки. Это настолько характерный ход ветра, что он легко распознается на прогнозах погоды по данному региону, и может быть предсказан погодными серверами общего назначения за несколько дней. К примеру, мы сохранили и приводим ниже скриншот периода наших соревнований 2013 года по Бердянску от известного погодного сервера ВиндГуру (обратите внимание на напрвление и силу ветра):

Перед дискотекой на полигоне.

Такой расклад дал возможность пилотам и облетаться и потренироваться еще до открытия первого тура.

В силу большого количества летной погоды и небольшого количества соревнующихся пилотов мы допустили в этот раз возможность не только раздельных стартов и полетов для каждого спортсмена, но и позволили совершать незачетные вылеты спортсменов между попытками, при условии, что в данный момент в воздухе нет пилота выполняющего зачетный полет и желающие стартовать на зачет также отсутствуют. Стоит отметить, что в период проведения зачетных туров на мысу Куликовское присутствовали и другие пилоты из Украины и России, которые по договоренности производили полеты без каких-либо особых ограничений с единственными требованиями - пропускать с большим запасом пилотов участников чемпионата и избегать нахождения в зоне мишеней. Таким образом, под соревнования было неплотно задействовано не более 600-700м береговой линии при общей протяженности мысовой зоны парения около 3 км. Все, кто хотел просто летать, летали! За период розыгрыша туров никаких особых коллизий между пилотами на тему воздушного пространства не возникало (что поделаешь, много там места!). Мало того, в те моменты, когда в воздухе не было спортсменов, выполняющих зачетный полет, мы даже приветствовали желание пилотов не участвующих в гонках делать пробные тренировочные заходы в зону мишеней с целью определения собственных навыков пилотирования для возможности будущего участия в таких соревнованиях.

В период, прошедший с чемпионата прошлого года, все участники явно потренировались, существенно улучшив и точность пилотирования и точность стрельбы. В целом полеты на парапланах в турах были более быстрые и с меньшим количеством маневров. Сами маневры стали более точные и выверенные, продуманные как казалось, еще до взлета. Так оно и было. Многие из тех, кто внимательно наблюдал за ходом соревнований, отметили очевидную разницу в тактике полета и стрельбе у всех участников без исключения. Во всех турах участники придерживались каждый собственного стиля полета и собственной техники стрельбы. Каждый пилот старался реализовать в полете собственные, заранее продуманные ходы и ноу-хау, перекладывая их на реалии меняющихся условий и новых заданий так, что буквально до последних туров было не понятно какая тактика окажется более успешной. Кто-то пытался макисмально сократить время полета, и за счет коротких рискованных маневров сократить дистанцию. Кто-то пытался уменьшить время за счет сверхбыстрой стрельбы. Кто-то наоборот медленно и из далека заходил на рубеж надолго зависая возле мишеней, стараясь максимально повысить точность захода и результативность стрельбы, уменьшая количество штрафов за "не сбитые". Кто-то применял некую взвешенную комбинацию летных и стрелковых маневров, и т.д.

У каждого участника были и выигрышные и проигрышные моменты, когда его тактика по разным причинам не срабатывала или наоборот оказывалась более эффективной. Но мне не хотелось бы уже в этом отчете, комментировать и давать любые оценки полетам и стилям исполнения тех или иных элементов каждого пилота в привязке к их именам. Во-первых - это не так просто сделать словами, чтобы было понятно людям, которые не наблюдали хоть раз этот процесс своими глазами. (Согласитесь, никакими словами не возможно передать, скажем, события на футбольном матче, для тех, кто не знает, что такое футбол, не так ли? Нужно смотреть и хорошо разбираться в процессе, а специалистов и даже простых наблюдателей в паратлоне пока немного). Ну и основное то, что формирование стилей и способов эффективного выполнения заданий в паратлоне только начало принимать системные очертания. К тому же. Помимо стилей и своих ноу-хау на результат любого спортсмена оказывает ведь влияние и масса других не меее важных факторов, которые могут оказать в тот или иной момент более значительное влияние на финальный результат, чем стиль полета или стрельбы. К примеру, количество и возможность целевых тренировок в межсезонье (отработанность стиля), самочуствие и психологическая подготовка к соревнованиям, выбор оборудования, погода в тот или иной момент времени, и пр...

Однако, по мере развития паратлона как спорта, обсуждения и оценки станут неотъемлемой частью любых комментариев, выделяя наиболее интересные и поучительные моменты спортивных событий, с непременной привязкой к их авторам и исполнителям. В ходе уже проведенных соревновательных мероприятий обсуждения и оперативный разбор полетов прямо в процессе розыгрыша туров всегда происходили очень интенсивно и конструктивно. Итогом таких дебатов часто являлись поправки к летным заданиям и введение дополнительных параметров при подсчетах результатов. Так например, в последних турах соревнований этого года уже фактически стало нормой ставить ограничительное время на выполнение коротких заданий, чтобы при раздельном старте небольшого количества пилотов одновременно экономить летное (погодное) время и стимулировать "изобретение" новых способов маневрирования и стрельбы. И так далее...

Отдельно хотелось бы затронуть тему снаряжения и вооружения для паратлона. Не стоит скрывать, что пока численность в Украине реально имеющих опыт в паратлоне пилотов-парапланеристов составляет чуть более десятка пилотов. Реальными же наработками и опытом выполнения летно-стрелковых заданий обладают пока буквально 5-6 человек из числа участников первых соревнований. В этом контексте совершенно очевидно, что пока еще спортсмены больше внимания обращают именно на выработку стиля полета и стрельбы, а не на подбор и настройку оборудования. К оборудованию, как вы понимаете, относятся все элементы, которые пилот берет с собой в воздух, и которые должны "работать как часы", чтобы спортсмен мог реализовать свои умения наилучшим способом и с минимумом потерь для конечного результата.
Пока же для соревновательных полетов используется обычное парапланерное снаряжение, обычные купола, подвески и обычные прокатные маркеры. Все это пока далеко не самым удобным способом приспособлено для ведения точной и быстрой стрельбы с выполнением сложных ручных манипуляций в воздухе. Однако, возросший уровень пилотирования и стрельбы продемонстрированный в этом году уже дает основание предположить, что даже при тех же темпах развития соревновательных техник у пилотов паратлона более точная индивидуальная подстройка оборудования (в первую очередь подвесок, карманов, комплектация маркеров, система обойм и т.п.) будут давать дополнительные очки, снижая количество ошибок, потери времени и уменьшая штрафы.

Ну и прежде, чем представить вашему вниманию фото и видеоматериалы паратлона 2013 года, хочется еще раз подчеркнуть следующее:
Не смотря на достаточно высокую сложность пилотирования параплана и не взирая на повышенные требования к психологической подготовке, а также к прогнозированию ситуации по сравнению с традиционными маршрутными полетами на парапланах, паратлон тем не менее, является одним из самых доступных видов соревновательных полетов на СЛА. Он позволяет самое основное - участие в соревнованиях пилотов с уровнем навыков полета в динамическом потоке! Но пределов здесь нет. И для амбициозных ищущих совершенста пилотов паратлон - это новый плацдарм для того, чтобы проявить и применить свои дополнительные личные качества и способности в достижении нового более тонкого уровня понимания, как своего крыла, так и окружающего мира.

Фото и видео:

Паратлон 2013. Открытие. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Сборка мишеней. Паратлон 2013. Установка мишеней. Паратлон 2013. Мишень. Паратлон 2013. ремонт Маркеров. Паратлон 2013. Паратлон 2013. Судейство. Паратлон 2013. Видеосъемка. Паратлон 2013. Видеосъемка. Паратлон 2013. Любительское видео. Паратлон 2013. Установка мишеней. Паратлон 2013. Установка мишеней. Паратлон 2013. На старте. Паратлон 2013. Парапланеристы готовятся. Паратлон 2013. Пилоты готовятся. Паратлон 2013. Подготовка парапланеристов. Подготовка к соревнованиям. Паратлон 2013. Подготовка к взлету. Паратлон 2013. Измерение ветра. Паратлон 2013. Меряем ветер. Паратлон 2013. Подготовка к полету. Паратлон 2013. Подготовка к взлету. Паратлон 2013. На старте. Паратлон 2013. На старте. Паратлон 2013. Постановка задания. Паратлон 2013. Обсуждение задания. Паратлон 2013. Паратлон 2013. Ожидание. Паратлон 2013. Все в работе. Паратлон 2013. На старте. Паратлон 2013. На старте. Паратлон 2013. Взлет. Паратлон 2013. Паратлон 2013. Совет пилотов. Паратлон 2013. Технические мелочи. Паратлон 2013. Перед стартом. Паратлон 2013. Перед стартом. Паратлон 2013. Перед стартом. Паратлон 2013. Подъем купола. Паратлон 2013. Параплан на взлете. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Вынужденная посадка. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Совет пилотов. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельбище. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Старт параплана. Паратлон 2013. Мишень. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Полеты на парапланах. Паратлон 2013. Стрельба с воздуха. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельба с воздуха. Паратлон 2013. Стрельба в полете. Паратлон 2013. Стрельба на грани фола. Паратлон 2013. Стрельба с воздуха. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Стрельба в полете. Паратлон 2013. Заход на цель. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. Заход на мишень. Паратлон 2013. На стрелковом рубеже. Паратлон 2013. Стрельба. Паратлон 2013. На стрелковом рубеже. Паратлон 2013. Стрелковый рубеж. Паратлон 2013. Стрельба по мишеням. Паратлон 2013. Стрельба по мишеням. Паратлон 2013. Парапланеристы в небе. Паратлон 2013. Стрельба в полете. Паратлон 2013. Целимся и стреляем. Паратлон 2013. В секторе стрельбы. Паратлон 2013. Заход на цель. Паратлон 2013. Посадка. Паратлон 2013. Судейство. Паратлон 2013. Судья на старте. Паратлон 2013. Подвеска тяжела. Паратлон 2013. Земля, небо, море, параплан... Паратлон 2013. Пилоты. Паратлон 2013. Пилоты и судьи. Паратлон 2013. Разбор полетов. Паратлон 2013. Разбор полетов. Паратлон 2013. Награждение. Паратлон 2013. Кубки и медали. Паратлон 2013. Жетон. Паратлон 2013. Участники. Паратлон 2013. Брызги шампанского. Паратлон 2013. Небо и море. Паратлон 2013. Небо, море, земля. Паратлон 2013. Восход.Паратлон 2013. Отдых на пляже. Паратлон 2013. Вечеринка. Паратлон 2013. Концерт. Паратлон 2013. Концерт. Паратлон 2013. Концерт. Паратлон 2013. Такая любовь... Паратлон 2013. Ну... Паратлон 2013. Пэйнтбольные шары. Паратлон 2013.девчонки и оружие. Паратлон 2013. Пристрелка маркеров. Паратлон 2013. Девчонки и оружие. Паратлон 2013. У моря у синего моря... Паратлон 2013. Пираты 20-го века. Паратлон 2013 и Страйкбол. Паратлон 2013 и страйкбол.

Видео (~500Mb):

Паратлон 2013. Видео.

 


Выводы и замечания.

Общее впечатление от проведенного чемпионата и других событий и мероприятий на паратлоне 2013, по мнению большинства участников заслуживает самых высоких оценок, особенно учитывая тот факт, что весь этот процесс все равно находится на самом начальном этапе. Отдельно же хотелось бы выделить следующие моменты:

  1. - Ощутимо по сравнению с паратлоном 2012 возрос уровень подготовки пилотов участников соревнований. Причем это касается всех аспектов подготовки и физических (пилотирование, стрельба...) и психологических (соревновательный дух, ориентация на результат...). Хотя это не значит, что развиваться дальше не куда. Неточностей еще много и в пилотировании и в выполнении стрельбы и в принятии погодных решений. Процесс совершенствования в любом спорте непрерывен и не зависит от предыдущих достижений. Улучшать любой спорт можно бесконечно, и паратлон не исключение...
  2. - Разработаны и проверены на практике дополнительные требования и параметры для формирования летных заданий и подсчета результатов. В числе таких поправок: ограничительное время полета, использование дополнительных обойм в спринт-заданях и новых видов штрафов. Это позволит более гибко подстравивать летно-стрелковые упражнения под условия полетов и состав участников.
  3. - Анализ множества разыгранных спринтовых гонок дает основание говорить, что результаты во многом зависят именно от личных качеств и умений пилотов летать и стрелять, а не от летного оборудования. Это особенно будет выражено в заданиях, где присутствуют множественные маневры и стрельбы, с минимумом прямых дистанций. Тогда все участники будут изначально в очень близких условиях вне зависимости от класса используемых парапланерных куполов. Это очень честный момент в паратлоне! Такая специфика позволяет одерживать победы на соревнованиях спортсменам использующим даже малобюджетное летное снаряжение. Т.е. кто больше тренируется и лучше умеет, тот и выигрывает!
  4. - Плотно отработаны полеты на параплане в тандеме с множественными стрельбами по соревновательным мишеням. На эту тему по итогам сезона 2013 есть отдельная статья - "Паратлон и тандемы".
  5. - В этом отчете мы практически не касались задач других военно-спортивных направлений на полигоне, поскольку отчет касается все-таки именно паратлона. Но хотелось бы упомянуть, что в этом году военно-спортивная тематика была представлена на берегу азова как минимум в 2 раза большим количеством спортсменов, чем в год предыдущий. Число проводимых мероприятий, которые шли параллельно чемпионату Украины по паратлону увеличилось примерно во столько же. В свободное от полетов время все участники этих разноплановых направлений много общались. Результатом такого общения стали более плотно проработанные варианты интеграции парапланерных полетов с такими направлениями в военнотехнических видах спорта и деятельности, как страйкбол, штурмовой альпинизм, десантная подготовка и пр. Искренне надеюсь, что это взаимодействие рано или поздно найдет свою реализацию в новых проектах.
  6.  

    Таким образом, можно закончить отчет по чемпионату этого года короткой, но емкой фразой:
    "Паратлон, год 2013 - полет нормальный..."

Калашников И.В.

й