#

Оборудование для занятий паратлоном

Оборудование для тренировок и участия в соревнованиях по паратлону можно разделить на две части. Первая часть - это комплект оборудования пилота (парапланерное и стрелковое оборудование), и вторая - это наземное оборудование (мишени, заправочные станции, и пр.). Остановимся подробнее на отдельных элементах.

Парапланерное оборудование.

Для занятий паратлоном годится практически любое стандартное парапланерное оборудование. Таким образом, если человек уже имеет хотя бы не большие навыки парения в динамических потоках и у него есть собственый минимальный комплект парапланерного оборудования (купол+подвесная система), то на 99% все, что ему нужно - это доукомплектоваться стрелковым оборудованием и хотя бы примитивными статическими мишенями.

Если же парапланерный комплект подбирается специализировано с ориентацией именно на занятия этим направлением в спортивной авиации, то общие рекомендации по выбору его элементов такие:

Купол. Желательно подбирать класса "стандарт", а точнее с удлинением в пределах 5.0 - 5.7. Это очень удобно, поскольку большинство выпускаемых куполов различными их производителями, как раз и имеют удлинненя в этом диапазоне. Купола с таким удлинением используются очень широко для совершенно различных стилей полетов от начального обучения до высотных маршрутных полетов, аэробатики и участия в чемпионатах. Они не дороги, устойчивы, как правило сертифицированы по уровню пассивной безопасности для широких масс пилотов различного уровня. Таким образом, начинающие пилоты могут смело довериться своим инструкторам в плане выбора для них модели купола с тем удлинением, для которого у пилота достаточны навыки и с которым он справится в большнстве условий. Такой выбор автоматически даст возможность использовать купол для паратлона, как только пилот сможет уверенно держаться в воздухе длительное время в динамическом восходяще потоке (потоке обтекания).

Для парапланерных скептиков еще раз вернемся к диапазону 5.0 - 5.7 и прокомментируем обоснованность граничных цифр.
Почему не ниже 5.0? - Потому, что любая гонка требует максимальной скорости. Следовательно применение парапланерных куполов явно учебного класса (менее 5.0) просто не даст эффективно проходить маршрут и будет в явном проигрыше на большинстве дистанций.
Почему не более 5.7? - Потому, что купола с большим удлинением характеризуются значительно меньшей устойчивостью к турбулентности, большими минимальными скоростями с неустойчивым поведением на них и резкими срывными характеристиками. Часто этому сопутствует и низкая маневренность на предельно малых скоростях. Предельно малые скорости в паратлоне равно, как устойчивость и маневренность на этих скоростях просто необходимы для проведения прицельной стрельбы особенно в слабый ветер.

Хотя, конечно, теоретически мы не видим преград для попыток использования в паратлоне парапланерных куполов любых конфигураций и удлинений.

Подвесная система. Ее выбор - это вопрос личного удобства, комфорта и принимаемого пилотом уровня пассивной безопасности. Можно использовать любую, к которой привыкли присоединив к ней лишь необходимые для стрелкового оборудования карманы.

Однако, наши рекомендации особенно новичкам - использовать в паратлоне не очень громоздкие подвески, поскольку в процессе полета на малых высотах у пилота могут (а при тренировках будут постоянно) возникать непредвиденные (например из-за ошибок в процессе захода на цель) внезапные касания земли, когда нужно иметь возможность быстро и удобно встать на ноги и положить купол. В таких случаях сильно громоздкие системы с застегивающимися коконами, сложными и неудобными подвесами планок триммирования и акселераторов и пр. могут помешать этому, что может привести к внештатной ситуации. В отношении сверхлегких систем (типа учебных) - это вопрос уже самооценки и доверия к собственным навыкам и способности совершать быстрые посадки на ноги. В любом случае, истина здесь лежит где-то посредине и начиная плотно заниматься именно паратлоном, есть смысл обзавестись, скажем, не сильно громоздкой универсальной подвесной системой с возможностью менять толщину мягкой защиты спины и возможностью не использовать дополнительны ножные планки управления.

Запасной парашют. Специфика стиля полета при занятиях паратлоном такова, что почти весь полет проходит на малых и предельно малых высотах. Фактически, можно пройти дистанцию 10-20 км с 4-мя стрелковым рубежами и при этом высота полета над поверхностью земли на протяжение всего маршрута не будет превышать 20 метров. Из реальной практики , при полетах в наиболее оптимальных для паратлона условиях (протяженные склоны вдоль больших водоемов) высота над земной поверхностью, над которой находится пилот в тот или иной момент полета не превышает 50м.

На таких высотах применение спассистем (запасных парашютов) малоэффективно поэтому теоретически, можно запаски не брать. Однако настоятельно рекомендуется по общим правилам проведения полетов спассистемы иметь и вовремя их переукладывать. Поскольку соревнования и тренировочные полеты в паратлоне могут проводиться не только в динамических потоках, но и в сложных гористых условиях. Например, старт на большой высоте несколько тысяч метров и посадка внизу в долине с размещением рубежей на площадках существенно ниже точки старта и конечной посадкой внизу. В этом случае высоты полетов между рубежами могут быть очень большие и следовательно использование спасательных систем при внештатных ситуациях будет и оправдано и необходимо.

Авиационные приборы. Не обязательный, но желательный элемент снаряжения для занятий паратлоном. В классической воздушной гонке в динамическом потоке на малых высотах пилоту чаще всего достаточно визуального контроля за режимами полета. Однако наличие точного цифрового высотомера и вариометра со звуковой индикацией может облегчить и сделать более точными заход пилота на цель, особенно при большом количестве пилотов одновременно идущих по маршруту.

Необходимость применения пилотами навигаторов GPS для контроля прохождения маршрута определяется организаторами соревнований. Для тренировочных полетов и воздушной стрельбы необходимости в этих приборах нет.

Помимо основных элементов летного оборудования напомним, что пилоты должны быть экипированы стандартным для проведения полетов образом. Т.е. наличие защитных шлемов, и ботинок с толстой подошвой и высоким подъемом является необходимым условием.

Стрелковое оборудование.

В качестве оружия для поражения падающих мишеней используются пэйнтбольные маркеры. Выбор маркеров допускаемых к применению в паратлоне определяются следующими пунктами:

  • Маркер должен быть чисто механический, т.е. без электронных приспособлений и без механической возможности ведения автоматической стрельбы (полуавтоматы допускаются).
  • В общем случае энергетика маркера должна находиться в пределах определенных нормами безопасности для игры в пэйнтбол и скоростью полета стандартного пэйнтбольного шарика на выходе из ствола не более 100 м/с.
        На перспективу же, и для того чтобы новые изобретения в области спортивного стрелкового оружия для паратлона не выходили за рамки безопасности мы обозначим три цифры: 1) максимальная энергия выстрела у дульного среза 15 Дж; 2) диаметр снаряда (калибр) не менее 15 мм. 3) удельная энергия выстрела (именно она определяет травмоопасность) не более 8.5Дж/см2. (это как раз примерно эквивалентно удару снаряда диаметром 15мм с энергией 15Дж).
  • Прицельные приспособления маркеров должны быть механическими (не допускается оптика, лазерные целеуказатели и т.п.)
  • Для участия в соревнованиях специализированные обоймы (фидеры) должны иметь возможность загружать в них оговоренное правилами данных соревнований количество шариков (стандартные обоймы для паратлона 10 шариков, на 5 мишеней), а также возможность пломбирования (опечатывания) или других способов контроля количества шариков перед стартом.

Минимальный комплект стрелковых элементов для паратлона может выглядеть так:

  1. Механический полуавтоматический пэйнтбольный маркер. Т.е. любой вариант, где технически невозможна стрельба очередями.
  2. Баллон для сжатого газа (С02, воздух, азот). Подойдут самые малые объемы от 4oz. (объемы стандартных баллонов 4,7,9,12,16,20 унций)
  3. При необходимости гибкий шланг высокого давления (мамба) для соединеия маркера с баллоном. (см. правила ТБ).
  4. Обоймы(а) для шариков. (Стандартно 1 обойма на 10 шариков, но может быть продиктовано видом задания).
  5. Карман-кобура, или другое приспособленние для надежного удержания маркера в полете (может быть как отдельным так и встроенным в специализированную подвесную систему пилота).
  6. Карман для баллона (если применяется соединительный шланг) с защитой от случайных ударов (или защита на самом баллоне).

Мишени

В качестве основного средства однозначной идентификации попаданий применяются падающие мишени специальной конструкции. Такие мишени должны применяться в первую очередь при проведении соревнований. При проведении тренировочных полетов со стрельбой можно применять более простые статические мишени аналогичного размера. В отдельных случаях в соревнованиях, также, допускается применение статических и других мишеней, если организаторами для этого типа мишеней оговорены способы однозначного определения попадания или подсчета очков.

Стандартные требования к мишеням и их установке:

  1. Размер области попадания мишеней должен иметь диаметр 300мм.
  2. Конструкция падающих мишеней должна обеспечивать надежное их срабатывание при стрельбе по ним с расстояния не менее 25 м и под углом не боле 45 град. к плоскости мишени, при стандартной энергетике (~12Дж) принятой для пэйнтбольных маркеров и скорости полета шарика у дульного среза (~90 м/с).
  3. При установке мишеней на пересеченной местности нижние края зон попадания мишеней должны находиться на высоте не менее 1м от поверхности земли (растительности и пр. препятствий).
  4. Падающие мишени должны быть сгруппированы в сериях по 5 шт.
  5. Расстояние между мишенями в одной серии не должно быть менее 900 мм между центрами зон попадания.
  6. Расстояние между группами параллельно стоящих мишеней на одном стрелковом рубеже не должно быть менее 50 м.(Комфортная дистанция по результатам испытаний 2008 г. была от 80м)
  7. Мишени должны быть хорошо видимы с расстояния не менее 200-300м (традиционная окраска для зоны попадания от оранжевой до красной, фоновые окраски белые).
  8. При размещении стрелкового рубежа в непосредственной близости от людей должно быть защитное (сеточное) ограждение.

 

Эти требования к мишеням, как и все остальные, были выработаны при анализе результатов первичных летных и стрелковых испытаний и, естественно, находятся в стадии становления и уточнения. Некоторые из требований возможно никогда не будут четко определены. К примеру скажем, количество мишеней в группе может отличаться от 5 (в меньшую сторону) для соревновательных туров разыгрываемых в штиль вдоль склона горы, где длительное зависание параплана возле мишени физически невозможно, а следовательно нет шансов поразить более 1-2 мишеней. И т.п.

Заправочное и контрольное оборудование

Заправочное оборудование. Состоит из одного (или более) транспортного балона стандартного для каждого вида газа типоразмера и любой стандартной заправочной станции для заправки пэйнтбольных баллонов.

Для тренировочных полетов и личных комплектов заправочного оборудования можно вполне использовать транспортные балоны емкостью 5-10л, поскольку расход газа для занятий паратлоном в разы меньше, чем при обычном пэйнтболе. К примеру, одной заправки CO2 9oz баллона (~300мл) хватает на ~150+ полноценных выстрелов, что эквивалентно ~20-ти успешным заходам на рубеж (в реальной тренировке до 2 ч в воздухе). Следовательно одного 10л балона CO2 должно хватить на 30 заправок или 1 день тренировок для 30 спортсменов, а одному спортсмену фактически на весь сезон.

Хронограф. Для контроля скорости полета шариков при проведении соревнований с целью обеспечения равенства условий стрельбы для различных маркеров и поддержания безопасности на приемлемом уровне.

Пристрелочные мишени. Для проведения чемпионатов организаторы должны позаботиться о мишенях для пристрелки маркеров. Как правило применяются простые статические мишени из легко моющихся материалов или мишени улавливатели, например, для повторного использования шариков. Наиболее простые конструкции мишеней доступные к изготовлению в "гаражных" условиях опубликуем со временем на сайте.

Дополнительные элементы

В базовом варианте рекомендаций по проведению соревнований и тренировок по паратлону дополнительные элементы не регламентируются. Однако для надежной организации полетов и стрельб на реальных маршрутах рекомендуется задействование дополнительных ресурсов обеспечивающих дополнительный контроль и безопасность всех стадий процесса.

 

Разметка и ограждения. Поскольку самым опасным для окружающих элементом паратлона являются разлетающиеся с высокой скоростью шарики в районе стрелковых рубежей, то об этих элементах нужно заботиться обязательно и при тренировках и во время соревнований.

Связь. Наличие постоянной радиосвязи между пилотами и назамной поддержкой является хорошим, а в некоторых случаях необходимым дополнением. Особенно учитывая, что на соревнованиях использование мобильных телефонов в воздухе, как правило запрещается организаторами (только на земле или только с гарнитурами handsfree).

Транспорт. В силу протяженнности маршрутов и возможной удаленности стрелковых рубежей друг от друга наличие наземного транспорта для оперативных перемещений судей и технического наземного персонала может также оказаться необходимым.

Людские ресурсы. Нужны преимущественно для проведения соревнований (обслуживание мишеней и другого оборудования, судьи, и пр.).