#

Правила и условия

Тренировочные полеты

 

 


Основой и залогом любого успешного выступления на соревнованиях является тренировочный процесс. Тренировки нужны и в том случае, когда спортсмен просто хочет лучше, точнее и красивее выполнять то или иное спортивное действие или элемент. Собственно спортом, как раз, большинство людей и занимается, потому что им в первую очередь нравится сам процесс. Поэтому что именно первичнее для паратлониста красота действия или соревновательные амбиции - это уже каждый решает для себя. Но в любом случае, способы достижения всего того, что предлагает паратлон для любителей экстремальных видов спорта, достигается в первую очередь практическими занятиями и тренировками.

Сразу предупреждаем, что информация этого раздела - это не тренировочный курс и не методика подготовки пилотов для паратлона. Тем более - это не учебное пособие по первичным навыкам полетов на параплане также, как и не учебник по стрельбе. Здесь мы лишь коротко обозначиваем самые основные аспекты тренировочного процесса со спецификой присущей именно паратлону, которые нужно учитывать которые нужно в процессе тренировок. Этим подразумевается, что начальную парапланерную подготовку спортсмен будет проходить под надзором опытных инструкторов по парапланеризму в летных школах. Обучение общим навыкам обращения с оружием и пэйнтбольными маркерами с последующей стрелковой подготовкой, также, рекомендуется пройти под надзором опытного инструктора по пэйнтболу или в оборудованных пэйнтбольных клубах.

 

Предварительная летная и стрелковая подготовка

Прежде, чем приступить непосредственно к специфичным способам полета, и стрельбе с воздуха по мишеням нужно быть уверенными, что предварительная подготовка спортсмена в первую очередь как пилота парапланериста соответствует необходимому минимуму. Одной фразой - "Пилот должен обладать уверенными навыками пилотирования параплана в простых и средних метеоусловиях". Но как это узнать? На данный момент сделать внешнюю оценку вашей летной подготовки в приложении к паратлону сможет весьма ограниченное количество инструкторов по парапланерному спорту. Вполне понятно - спорт молодой. Тем не менее, это не так сложно, и мы предлагаем несколько тезисов ориентированных на самооценку пилота парапланериста и для помощи инструкторам которые проводят начальную подготовку.
Итак, до того как пилот возьмет в руки пэйнтбольный маркер и перейдет к специфичным тренировкам в паратлоне, он должен как парапланерист уметь:

1) Осуществлять гарантированный взлет (прямой и с разворотом) с 1-2й попытки поднятия купола во всем диапазоне силы ветра, в котором производятся полеты на парапланах. Это значит, что пилот должен уметь стартовать и в штиль, и в ветер до 10 м/с, причем делать это по возможности с первого раза.

2) Держать купол над головой в слабый и умеренный ветер без падения купола на землю неограниченно долгое время, "пританцовывая" под ним и парируя любые его попытки упасть на землю без желания пилота. Т.е. после поднятия купола парапланерист должен его полностью контролировать и делать отрыв от земли на взлет только по своему желанию и только в том режиме, в котором он сам решил (с креном влево или вправо, с клевком или подъемом... и т.д., но именно так, как было им задумано, а не по принципу "и так сойдет").

3) Осуществлять достаточно точную посадку в цель с гарантированным разворотом точно против ветра. Проверяется таким образом: обозначивается на земле в районе посадки длинный прямоугольник размером ~3х20м, который вытянут в направлени ветра. Из 10 попыток посадки в этот прямоугольник 9 должны пройти успешно.

4) Парировать раскачку по тангажу за одно колебание. Т.е. любой внезапный клевок купола вперед, должен быть остановлен одним движением клевант на поджатие и последующим одним плавным движением на отпускание. Это реально отрабатывается под наблюдением достаточно опытного инструктора за 1-2 летных дня.

5) Крутить спирали с креном до 30°. Спираль должна быть устойчивой, без подскладываний консолей, вход и выход из спирали должен быть плавный без раскачки по тангажу. Не сложное задание и отрабатывается в устойчивом динамическом потоке на высоте 50м+.

6) Уметь держать курс прямолинейного полета в слаботурбулентном воздухе без применения клевант. Т.е. только за счет управления "весом".

7) Хорошо ощущать начало срыва (заднего свала клевантами) своего купола. Уметь его делать безопасно на малой высоте с касанием земли ногами и удержанием на ногах. Отрабатывается на высотах 3-5м.

8) Уверенно выполнять все остальные элементы комплекса начальной подготовки парапланериста предлагаемые летными школами и инструкторами.

Если у парапланериста есть какие-либо недоработки и отклонения от приведенных выше требований, это значит, что ему нужно еще поработать над указанными элементами и довести их именно до этого состояния. Причины этому должны быть пилотам и инструкторам более, чем понятны. Самой же главной причиной здесь является безопасность. Пилот будет находиться в воздухе и осуществлять достаточно крутое маневрирование с использованием срывных режимов весьма близко к земле. При этом у него будет заряженный маркер и баллон высокого давления. Пилот должен гарантировать себе и окружающим, что все контакты его с землей, воздушные маневры и действия будут исключительно под его контролем. А начинается это с наземной подготовки начинающего парапланериста, куда входит отработка взлета и удержания купола, как самый важный навык паратлониста!

Местность и территория

Выбор места для летных тренировок по паратлону следует останавливать на рельефе, где возможно появление устойчивого динамического потока (динамика). В этом случае у пилота будет много времени для множественных отработок маневров. Однако тренировки можно проводить и без динамического потока, например в горной местности с достаточно большим перепадом высот. Однако последний способ будет с экономической и организационной точек зрения менее эффективен. Динамик здесь явно предпочтительнее.

Особо нужно отметить что для успешных тренировок желательно, чтобы динамикообразующий участок склона тренировочной горки был без высокой растительности (кустов и деревьев), особенно в районе стрелкового рубежа. Не должно быть также, препятствий искусственного происхождения (ЛЭП, строения и пр.), чтобы пилот мог уходить достаточно далеко по ветру за перегиб горы и делать там безопасный разворот против ветра. В идеале верхняя часть горы должна иметь плато шириной не менее 50м, а длина динамикообразующего склона не менее 150м.

В целом же можно сказать, что территория, на которой возможно проведение всего комплекса занятий по начальной подготовке парапланерниста (без механических средст), в целом подходит для более или менее эффективных отработок специфичных упражнений паратлоновской тренировки. Опытные же пилоты наверняка смогут отрабатывать ряд элементов со стрельбой и в гораздо более сложном рельефе, в этом тоже есть масса преимуществ при условии, что соблюдены все необходимые организационные меры безопасности и пилоты правильно оценивают свою летную подготовку.

 

Метеоусловия

Первое, что нужно отметить, говоря о метеоусловиях для тренировок в паратлоне, так это то, что эти погодные условия не должны быть экстремальными! И если сам процесс полета по маршруту может быть выполнен в достаточно жесткую погоду, то стрельба на рубеже в очень сильную болтанку может оказаться невозможной и опасной.

Исходя из этого приводим примерный список требований к метеоусловиям и структуре воздуха:

1) Для тренировок нужно подбирать погоду с силой ветра в порывах не превышающую балансировочную скорость параплана (~9-10 м/с). Т.е. ни у кого из летающих парапланеристов даже кратковременно не наблюдался снос задом.

2) Турбулентность воздуха (любой природы) должна быть не выше средней. Как это оценить? Литературы и советов великое множество. Приведем коротко свои примеры оценки турбулентности. Итак, структура воздуха не является сильнотурбулентной и подходит для полетов со стрельбой, если:

- (Самая объективная оценка) Среднеэффективная скорость ветра должна быть равна или больше половины пикового значения ветра за измеряемый промежуток времени при условии, что скорость ветра лежит в диапазоне допустимых скоростей для полета. Это можно проверить с помощью достаточно распространенных уже цифровых анемометров или делая аналогичные измерения другим способом. Если этот способ недоступен или покажется сложным, тогда по характерным приметам и ощущениям (см. все, что ниже).

- Пилот может в любой момент времени поднять купол и удерживать его над головой без больших усилий, перемещаясь для балансировки не далее чем на 2-3 м от исходной точки на земле.

- В нормальном горизонтальном полете ни у кого из летающих длительное время не наблюдаются подскладывания даже консолей куполов.

- У летающих пилотов отсутствуют резкие и частые взмывания и просадки глубиной в несколько метров.

- Если пилот всегда успевает распознать резкое нисходящее движение купола у земли и должным образом совершить посадку. Этот пункт субъективен для каждого пилота и его навыков, поэтому особенно важен для каждого спортсмена. Т.е. другими более общими словами: если в течение тренировочного дня пилот временами не удерживается при посадках на ногах по причине резких изменений в структуре воздуха, то именно этому пилоту следует прекратить занятия связанные со стрельбой и подобрать для этого более спокойную погоду.

3) Характер облачности для паратлона значения не имеет. Важна слаботурбулентная структура воздуха. Здесь только можно отметить, что затянутое облаками небо уменьшает термическую активность и турбулентность, что при наличии динамика создает одни из самых комфортных условий для тренировки в большинстве территорий.

Это в целом все.
Такое небольшое количество особых требований к метеоусловиям связано с тем, что полеты со стрельбой не намного отличаются от обычных спокойных развлекательных полетов. Самое главное в погоде - это наличие во время полета значительных промежутков времени, когда пилот может позволить себе не очень внимательно контролировать свой параплан, а уделить время точному пилотированию и стрельбе.

 

Организация тренировки

Чтобы тренировка прошла успешно, эффективно и безопасно для пилотов и всех, кто может оказаться на земле поблизости, рекомендуется до ее начала позаботиться о следующих моментах:

1) Все оборудование летное и стрелковое должно быть в исправном состоянии. Проверяйте всегда!

2) Все участники тренировки должны быть ознакомлены с техникой безопасности.

3) При проведении тренировок по паратлону обязательно назначайте руководителя полетов (РП) который будет производить общую координацию всех перемещений пилотов в воздухе, контроль погоды и наземную обстановку. Наличие РП в парапланеризме и вообще в авиации является обязательным требованием, поэтому не пренебрегайте этим организационным моментом и в паратлоне!

4) Стрелковый рубеж и сектор разлета пэйнтбольных шаров должен быть отмечен хорошо заметными с земли и воздуха знаками, а все находящиеся в зоне полетов лица должны быть проинформированы о местоположении этих зон.

5) Стрелковый рубеж следует размещать таким образом, чтобы в направлении стрельбы и предполагаемом секторе разлета шаров на расстоянии минимум 100м не было никого, кроме персонала для обслуживания мишеней, который должен быть экипирован соответствующим образом (как судьи в пэйнтболе: маски, одежда).

6) В непосредственной близости от каждой мишени желательно установить наземный ветроуказатель, который облегчает пилотам заход на цель и позволяет наземной команде делать своевременную переустановку мишеней.

7) Минимальное расстояние между отдельными стрелковыми рубежами не должно быть менее 50м. Оптимально - 80-120м.

8) Основные места взлета и посадки должны быть расположены на достаточном удалении от стрелкового рубежа, чтобы взлетающие пилоты не мешали пилотам заходящим на посадку и пилотам выполняющих стрельбу. На практике минимальное расстояние взлетно-посадочной зоны от зоны стрельбы должно быть не ближе удвоенного расстояния между стрелковыми рубежами (т.е. ~>200м).

9) При проведении полетов, рекомендуется пользоватся радиосвязью или другими средствами дальнего оповещения (громкоговорители, специальные визуальные сигналы и т.п.). О чем все участники тренировки договариваются до начала полетов.

10) Заправочное оборудование, а также место обслуживания и ремонта мишеней, баллонов, маркеров, парапланов и пр. должно находиться вне зоны полетов и вне зоны стрельбы.

11) У организаторов должна быть аптечка сходная по комплектации с парапланерной (дельтапланерной и т.п.)

 

Специальные тренировки для выработки навыков необходимых в паратлоне

 

 

Другие способы повышения мастерства